Почему это важно?
Совсем недавно компания 1С-Битрикс провела масштабное исследование рынка CRM-систем в России (ознакомиться можно здесь), и мы обязательно подробно рассмотри его в следующих статьях, однако одна из ключевых мыслей такая: рынок CRM-систем России растёт. С ростом спроса растет и предложение - сейчас найти подходящее решение уже не составляет труда, и в целом почти каждая система на российском рынке работает стабильно и действительно обладает заявленным функционалом. Компании конкурируют между собой, предлагаю клиентам всё лучший сервис, и это прекрасно. Однако не всё в этой ситуации прекрасно.
Один из главных методов распространения CRM-систем - партнёры. Именно благодаря партнёрам - франчайзи компания 1С завоевала рынок в своё время (ещё бы - в каждом регионе страны можно найти сотни компаний, занимающихся продажей и установкой продуктов 1С, а без бухгалтерии и проблем с ней вообще невозможно представить существование ни одной компании), и именно так развиваются лидеры рынка сейчас - Битрикс24, AmoCRM и Мегаплан. Только у одного Битрикса более 9.000 партнёров, и далеко не каждый достаточно компетентен в этой области. Давайте разберемся, как можно определить добросовестного интегратора и на что нужно обращать внимание.
Крупная компания, или фрилансер?
Пожалуй это первый вопрос, который стоит в голове каждого выбирающего - что выбрать, крупную московскую компанию с 10-ти летней историей, небольшую фирму, или вообще фрилансера?
Простого правильного ответа нет, но есть критерии, которые помогут определиться.
Вам подойдёт крупная компания, если:
- Вы сами крупная компания с множеством отделов - в таком случае проработка каждого пункта в ТЗ может затянутся, интегратору элементарно может не хватить рук или опыта работы с аналогичными клиентами
- Вы понимаете, что вам нужно, и можете понять когда вам откровенно навязывают ненужные услуги и часы разработки
- Вы хотите получить комплексную разработку сложного решения. Иногда получается так, что заказчикам (вам) нужно не просто внедрить CRM-систему, но и отладить документооборот, маркетинг, переделать сайт и в конце отладить защиту информации - в таком случае лучше сделать всё в одном месте, чтобы не переделывать одно и тоже несколько раз (об этом я напишу подробно в следующих статьях)
Вам подойдёт небольшая фирма, если:
- Вы не знаете, чего хотите - чаще всего в подобных компаниях нет четкого разделения на отделы, и при выборе системы специалист будет действительно отталкиваться от ваших потребностей
- Важнейших критерием выбора для вас является соотношение цена - качество - именно здесь вы найдёте специалистов, которые обладают необходимыми навыками на достаточно высоком уровне, но ещё не задирают планку цен выше рынка
- Вы хотите заплатить меньше предоплаты. С крупными фирмами Где искать интегратора?договориться не выйдет (если вы не крупный заказчик с чеком на пару миллионов рублей). С небольшими фирмами же можно договариваться и всегда находить компромисс
Вам подойдет фрилансер, если:
- Вы совершенно точно знаете, чего хотите. Среди фрилансеров действительно много отличных специалистов, но чаще всего они узкоспециализированы, и не смогут дать объективную оценку всему бизнесу, найти проблемы в процессах и устранить их комплексно. В общем, здесь вам нужно быть собственным проектным менеджером
- Для вас основной критерий выбора - это деньги. Безусловно, фриланс - это дешевле, и совсем не потому, что все там новички. Дело в том, что фрилансер забирает себе всю сумму от заказа, что почти всегда гораздо больше процента, который получит специалист в крупной компании
Узкий, или широкий профиль?
Следующий пункт - это специализация. Какие-то интеграторы готовы внедрять разные системы, какие-то специализируются только на одном продукте. И тут моё мнение такое: мульти-интеграторы почти всегда лучше тех, кто занимается одним продуктом. Причина проста - вы, как клиент чаще всего не понимаете что именно вам нужно, основывая свой выбор на рекламе, рекомендации коллег или сухой информации о том или ином продукте на сайте производителя (простите, но в 99.99% это так). У вас нет опыта работы с разными системами, взгляда со стороны и понимая того, что на самом деле работает, а что по факту невозможно использовать без танцев с бубном.
В общем, если вы, по какой-либо причине уверены в своём выборе (лучше проконсультироваться с разными интеграторами, это БЕСПЛАТНО) - обращайтесь к узкопрофильным специалистам, но если вы хотите понять что будет лучше и услышать точку зрения специалиста, видящего любой бизнес со стороны - обратитесь к многопрофильным интеграторам, и лучше сразу к нескольким, чтобы понять чья точка зрения и аргументы вам ближе.
В любом случае вы будете работать с человеком
Обращаясь в компанию мы часто забываем, что любую услугу нам будет оказывать какой-то конкретный человек.Прежде, чем делать выбор в сторону определенного интегратора пообщайтесь с тем, кто в дальнейшем может начать с вами работу. Не с менеджером отдела продаж, не руководителем направления или бухгалтером. Пообщайтесь с конкретным специалистом, просто оцените его адекватность и соответствие вашим ожиданиям, узнайте его мнение по поводу выбора системы и попросите привести аргументы почему одно лучше другого. Если вы видите неуверенность - скорее всего перед вами неопытный сотрудник, и лучше оставьте другим возможность потренировать его - найдите для себя уверенного, понимающего, социализированного человека. Помните - это не программист, у специалиста по внедрению CRM другие задачи: он не просто пишет код и следует алгоритму, он продумывает логику работы системы, бизнес-процессы, он будет общаться с вашими сотрудниками для выяснения проблем (во всяком случае должен сделать это), и именно он будет обучать вас использовать новую систему - отнеситесь к этому серьёзно.
Где искать интегратора?
Для начала зайдите в разделы "Партнёры" самых популярных CRM-систем - там уже есть какой-никакой рейтинг, описание и портфолио. Если хотите сэкономить денег - опуститесь в списке чуть ниже первых строк. Изучите сайты и портфолио потенциальных исполнителей - если Интегратор не может сделать себе хороший сайт - он не сделает хорошего внедрения. Особенно, если сайт создан на конструкторе. Особенно если на бесплатном (бегите оттуда, если вдруг обнаружете подобное).
Соответствующий поиск в Яндекс и Google - тут и говорить нечего, просто вбейте в поисковик "Интегратор CRM-систем" или "Выбор CRM-систем". А дальше изучите сайт и портфолио, как и в прошлом пункте.
Выводы
В общем, всё просто. Пожалуй, главный вывод, который я хочу сделать в конце этой статьи в том, что интеграция в первую очередь - это не простой алгоритм, который можно скопировать из одного проекта в другой. Хороший специалист по интеграции это в первую очередь опытный, обладающий глубокими знаниями и понимаем фундаментальных основ работы бизнеса человек. Творческий и логичный, подкованный и образованный, социально-активный и грамотный.
Качественное внедрение зависит не от выбора компании, её размеров или стоимости часа работы фрилансера. Оно зависит от одного человека, которого вам предстоит найти в огромной толпе.
Спасибо за внимание! Надеюсь, что после прочтения вы узнали что-то новое, и не зря потратили время. Пишите свои вопросы, комментарии и мнение по этому поводу.
________________________
Нужна бесплатная консультация по автоматизации?
Пишите на dk@dksolution.ru, или заходите на сайт
Ещё больше материала на сайте Дикий бизнес