Найти тему
Танинырассказы

Жизнь прожить - не поле перейти

День начался рано и активно, к 12 я уже переделала кучу дел и решала, как ехать домой: чтоб остановка ближе к дому или через магазины. Коррективы внесла дочь, позвонила и сказала, что у неё болит живот, и её нужно забрать домой. Пока я ехала, живот болеть перестал, и она пошла на уроки. Ну, а мне пришлось идти домой дальним путем. И вот, я почти дошла, когда навстречу мне согнутая в три погибели с тростью по гололеду шла очень пожилая женщина с тяжёлым пакетом и сумкой. Я уже прошла мимо, но потом развернулась, догнала её в два шага, спросила, далеко ли ей. Оказалось, что обратно туда, откуда я пришла. Вздохнув, взяла её авоськи в одну руку, её саму другой, и мы посеменили.

Живёт с сыном, снохой и внуком 22 лет. Те на работе, а внучек в компьютерные игры рубится.

"Сходи, - говорю, - за хлебом", а он мне: "Сама сходи!". Сноха такая же. Ну, она не виновата, их четыре сестры, рано без матери остались, вот она и не ласковая, грубая.

- А сын?

- Избаловала сына, - тяжело вздыхает.

Ей 83, ребёнок войны, из-за которой её мать лишилась мужа и осталась одна с двумя детьми. Ей приходилось тяжело работать, дочь тоже в свои 11 уже работала, где брали, даже таскала кирпичи на стройке, пока мать не забрала оттуда.

Тяжёлое детство сказалось на отношении к собственным детям, хотелось дать побольше, постелить помягче... И вот, наступила тяжёлая старость.

Несёт хлеб, молоко, целый пакет туалетной бумаги, которая есть только в том дальнем магазине, несёт все это на пятый этаж без лифта. А в это время великовозрастной внук сидит в её квартире и побеждает всех в танковом бою. В таком бою, только настоящем, когда-то погиб его прадед и ещё многие-многие прадеды, чьи дочери теперь носят пакетами туалетную бумагу и хлеб на пятый этаж без лифта, потому что такая жизнь. Потому что "жизнь прожить - не поле перейти" - Валентина Дмитриевна повторила это много раз, пока мы шли до её пятого этажа.

"У всех машины, а никто не возит! - улыбается грустно, - Но мне всегда кто-нибудь помогает на улице, мир не без добрых людей".

Она это говорила так, что было совершенно понятно, что ей стыдно. Стыдно за то, что так воспитала сына, а тот в свою очередь внука. Стыдно за то, что проработав всю жизнь медсестрой и помогая другим, теперь принимает помощь от чужих людей, а не от родных. За то, что идёт еле-еле и "отвлекает" меня от дел, а собственный внук сидит дома...

Жизнь прожить - не поле перейти.