...В зимний день мы спасались от городской слякоти и шума далеко от Ростова — в глухом закоулке Каменского района, у речки Малый Калитвéнец. Обстановка и здесь не была радостной — серое небо, пожухлая трава, полуживой хутор, когда-то именовавшийся Забулдыгиным... Машина неторопливо катилась по дороге в речной долине — мы забирались всё дальше и дальше, в надежде найти что-нибудь интересное.
И как только дорога стала идти в гору, неожиданно появился туман.
Своей вкрадчивой пеленой он окутал грязные поля, корявые стволы придорожных деревьев и, как показалось нам, раздвинул давящую на сознание общую серость. Даже самые заурядные сюжеты на обочине приобрели смысл и глубину. И мы этим воспользовались.
Туман скрыл развалины и запустение, и уже чёрные стволы акаций стали казаться фантастическим лесом. Но идти в эту фантастику нам не хотелось; не знаю, почему... Может быть, нам вспомнился мрачный и страшный фильм про мглу, окутавшую небольшой городок и пришедших вместе с ней чудовищ...
Путешествуя по Ростовской области круглый год, мы не раз сталкивались с зимними туманами. Было удивительно, что эти туманы всегда окутывали возвышенности, даже такие невеликие, как наши, донские. Вот и сейчас мы находились на водоразделе, на самой высокой точке между двумя реками и вокруг нас был туман. А ведь в долине реки тумана не было!
И, что тоже удивляло, дул лёгкий ветерок; вкупе с небольшим морозом он не давал нам долго бродить с фотокамерами, впиваясь тысячами колючих иголок в пальцы.
Редкие автомобили появлялись и вновь исчезали в этой серой мгле.
Туман был не простым. Он нёс в себе мельчайшие частички льда. И украшал изморозью всё подряд, как дыхание Снежной Королевы из сказки.
Не поддавалась этому украшению только старая, истерзанная дорога. Казалось, она вспучилась от злости на эту зиму, на этот туман, на продавливающие её «до самых косточек» перегруженные грузовики...
Окончательно замёрзнув, мы залезли в машину и проехали ещё немного. Через несколько километров дорога неожиданно закончилась. И появился до боли знакомый профиль донской глубинки.
Печка в машине работала на полную, однако, нам стало как-то холодно и неуютно. Туман здесь был совсем другой. Не тот, что превращает степные сорняки в хрустальные ожерелья.
Видно, именно тут всегда и заканчивается сказка...