Найти тему
Рон Кумпан

Клаудиа Кардинале: если ты хочешь — значит, сможешь!

Есть статьи, которые становятся для автора знаковыми, определяющими его портфолио, а есть встречи, которые просто запоминаются на всю жизнь. В этом интервью – сошлись и то, и другое, и еще много чего. Словом, звезды сошлись.
Мог ли автор статьи мечтать, что звезды будут к нему столь благосклонны, что позволят не только увидеть вживую, не только сфотографироваться, но даже провести почти часовое интервью с легендой мирового кинематографа?
Итак! Африканка с сицилийскими корнями – ничего себе смесь, правда? Сразу представляется что-то стремительное, взрывное, под рукой пистолет, в глазах – огни. Все правильно. За вычетом пистолета, все очень похоже на прожившую в кино ни много, ни мало 130 жизней
КЛАУДИУ КАРДИНАЛЕ!

Клаудиа, как Вам удается оставаться самой собой? В чем секрет?

— Да нет никакого секрета — я просто не позволяю своим героиням становиться моим первым «Я». Ведь в кино как в жизни: не будешь сильной — потеряешь себя, свою идентичность. Ну и наоборот, соответственно.

— "Клаудиа похожа на кошку, которая позволяет себя ласкать, лежа на диване, — говорил о вас великий Лукиано Висконти. — Но осторожно: кошка может превратиться в тигрицу, которая проглотит дрессировщика". Самому Висконти это не грозило?

-2

— Конечно, нет. Я его боготворила — он научил меня всему и даже тому, как быть красивой. Его съемочная площадка напоминала храм, где идет месса.

Ну а у Феллини, у которого вы снимались в "8 1/2"?

-3

— У Федерико все происходило, как в итальянской траттории. Чтобы творить, ему нужны были хаос, сумятица.

Во время съемок "Леопарда" Висконти уговаривал Делона вас соблазнить…

-4

— Каждый раз, когда в "Леопарде" нам с Делоном надо было играть любовную сцену, Лукино наблюдал за нами с расстояния в три сантиметра. Он смотрел, целуемся ли мы на самом деле или просто ломаем комедию. Делон потом говорил, что между нами мог бы завязаться настоящий роман. Романа не было, но зато нас и поныне связывает нежная дружба.

Висконти познакомил вас с Рудольфом Нуриевым…

-5

— Висконти любил окружать себя неординарными молодыми и красивыми людьми. Именно таким был Рудольф с его удивительным лицом, с потрясающим магнетизмом и необычной манерой одеваться. Мы несколько раз вместе путешествовали.

Вы были часто жестоки по отношению к мужчинам — даже к таким великим актерам, как Мастроянни, который был в вас влюблен. Я читал, что Вы назвали его "клоуном", а он, обидевшись, ответил, что вы… "гадюка".

-6

— Марчелло влюблялся во всех своих партнерш. Обычно они отвечали ему взаимностью. Вспомним хотя бы Катрин Денев. Когда мы с ним снимались в "Красавчике Антонио", Мастроянни был уже великой звездой и не мог понять, как это я отвергаю его ухаживания. Это приводило его в недоумение. "Я был в тебя безумно влюблен", — сказал он мне несколько лет спустя...

-7

Мужчины считают, что женщины слабы, но я с успехом доказывала обратное. Я всегда говорю: если за тобой ухаживает мужчина, и ты ему сразу уступаешь, он почти наверняка скоро тебя покинет. Сама я ненавижу флирт и мимолетные связи. Я никогда официально не была замужем, но и чужих мужей никогда не отбивала.

Однако, если не ошибаюсь, самым великим искусителем в вашей жизни был Марлон Брандо...

-8

— Брандо не могли сказать "нет" ни женщины, ни мужчины. Ни Джеймс Дин, ни Мерилин Монро. Он был моим любимым актером, когда я была еще совсем девчонкой. И когда я прибыла на съемки в Лос-Анджелес, Брандо был первым, кто мне позвонил. Он расточал свой шарм, но я из упрямства не поддалась искушению. Он засмеялся и сказал: "Я все понял. Ты — Овен, как и я". И когда он ушел от меня ни с чем, я в сердцах сказала себе: "Какая же я дура!"

Некоторое время Вы провели в Голливуде, где снялась в пяти картинах. Однако они не принесли Вам ни успеха…

-9

— …ни капли творческого удовлетворения! Я знала, что Голливуд старается перекупить европейских звезд, но отказалась подписывать долгосрочный контракт, выбрав свободу и настоящее творчество.

В конце 1970-х вы снялась в фильме "Красная палатка" советского режиссера Михаила Калатозова, а в начале перестройки Вы с Вашим многолетним спутником — режиссером Паскуале Скуитьери приезжали в Москву. Он сделал фильм о Горбачеве.

-10

— Картина так и не удостоилась мирового признания, хотя в ней снялись лучшие актеры советского кино — Донатас Банионис, Никита Михалков, Эдуард Марцевич, Юрий Соломин, Юрий Визбор, а также зарубежные звезды Шон Коннери, Питер Финч, Массимо Джиротти. Тем не менее, российские съемки запомнились мне надолго… Фильм был посвящен путешествию итальянца Нобиле на Северный полюс. Меня превратили в русскую блондинку. На съемках было минус 30, и от морозов нас спасала только водка...
Ну а Горбачева последний раз я видела месяц назад в Риме. Мы участвовали в сборе средств в помощь Руанде. Он преподнес мне огромный букет.

-11

Вы снялись в огромном количестве фильмов, но ни разу — обнаженной. Вы настолько целомудренны?

-12
-13

— Я играю роли, а не торгую своим телом. Я и Монике Беллуччи не раз говорила, что не стоит так уж раздеваться перед камерами. В одном из фильмов Висконти я снялась в ночной рубашке против света — меня видно всю, но сквозь прозрачную материю. Это заставляет работать воображение.

— Какой жанр Вы лично предпочитаете?

-14

— У меня нет предпочитаемого жанра в кино. Я снималась и в комедиях, и в драмах. В фильмах я часто менялась — становилась то молодой, то старой женщиной: мне всегда была интересна именно эта трансформация. Вообще, мне нравится сниматься в опасных эпизодах. Я немного сумасшедшая, хочу использовать спецэффекты. Чем опаснее бывает эпизод, тем больше он меня притягивает.

Одну из 130 киножизней вы прожили в образе армянской женщины. Её Вам подарил знаменитый французский режиссер Анри Верной в фильме "Майрик". Расскажите, пожалуйста, об этой работе.

-15

— Я с самого начала с радостью приняла его предложение сыграть роль матери-армянки в этом глубоко душевном и человечном фильме. Не имея особой информации об Армении и армянах, я по настоянию Верноя поселилась в его доме. Я проводила в армянской семье Анри долгие часы и дни, чтобы понять, чем живет и дышит армянская женщина. Ведь мое кредо — следовать за режиссером, перевоплощаться в тот образ, который режиссер хочет видеть в своей картине.

Фильм "Майрик"

…Я считаю "Майрик" одним из лучших фильмов в своей жизни, а работу с Верноем – одной из удачных. Ещё на съемках я предрекла, что когда-нибудь приеду с этим фильмом в страну Арарата и, как видите, не ошиблась.

Как легко вам далась роль армянской матери, долго ли вы к ней готовились?

-16

— На съемочной площадке актриса строго выполняет пожелания режиссера — там он бог. И я творила образ именно такой женщины, которую хотел видеть Анри.

Переняла ли что-нибудь Клаудиа Кардинале из роли Аракси Малакян?

-17

— Я считаю, главное предназначение женщины — быть хорошей матерью. А лучший метод воспитания детей — независимость. Моя дочь стала жить отдельно, когда ей было всего 14 лет. Свобода и независимость моих детей — это для меня самое главное.

Кто-нибудь из них пошел по вашим стопам?

— Нет. Сын мой — врач, а дочь, несмотря на мои уговоры, напрочь отказалась от карьеры актрисы. Она считает, что её не будут воспринимать как самостоятельную актрису, а лишь как дочь Клаудии Кардинале.

Тем более, что зовут её тоже Клаудиа… Вы заговорили о независимости детей. А как же ваш сын Патрик, которого в начале звездного пути вы так долго выдавали за младшего брата?

-18

Я уже весьма детально рассказала о причинах, побудивших меня тогда скрывать истинное положение вещей, в книге «Я Клаудиа, ты Клаудиа» написанной достаточно откровенно и раскрывающей многие секреты моей непростой личной жизни. Мне не хотелось бы сегодня возвращаться к этой теме тем более, что люди разные, но проблемы-то у многих общие…

— Говорят, между армянами и итальянцами много общего. Как вы считаете?

— Я тоже об этом слышала, но лишь увидев Армению воочию и пообщавшись с проживающими тут людьми, убедилась, что это действительно так. Если бы мне предложили сегодня вновь сыграть роль Майрик, я бы ничего не изменила в образе своей героини.

— Можете ли припомнить какие-либо занятные случаи со съемок?

С тех пор, как я сыграла в фильме “Майрик”, прошло уже 28 лет и уже не помню всех подробностей. Скажу лишь, что это замечательная, реальная история.

-19

Что примечательно, “Майрик” – любимый фильм моей матери,… моей Майрик, которой, к сожалению, уже 10 лет как нет в живых. Фильм часто показывали по итальянскому телевидению, и каждый раз моя мама звонила и говорила: «Клаудиа, Клаудиа, по телевизору идет «Майрик»!»

— А как произошла встреча Клаудии Кардинале с родиной Ашота Малакяна?

Армения встретила меня жаркой погодой и большим человеческим теплом. Очень жаль, что у меня тут было всего три дня — хотелось бы попутешествовать по Армении, лучше узнать страну и народ, но, думаю, я это обязательно сделаю в другой раз, возможно, на будущий год.

-20

Я также, к сожалению, не много знаю об армянской культуре, но совсем скоро заполню этот пробел: в Ереване мне подарили много книг о стране Верноя, и я собираюсь засесть за них, как только прибуду в Париж.

— А согласились бы сыграть в фильмах современных армянских режиссеров?

Если будет хороший сценарий – почему бы не поработать?.. Но, правда, при условии, что текст будет не на армянском языке (смеется).

— Каковы Ваши творческие планы на будущее?

-21

Продолжаю работать и сниматься. Последние съемки прошли во Франции, а также в Турции, где я приняла участие в фильме о Феллини. Готовятся проекты в Испании и Нью-Йорке.

— Кстати, о Турции, Омара Шарифа, после выхода в свет «Майрик», в эту страну больше не пускают. Вас подобное «гостеприимство» не коснулось?

-22

Нет. Я параллельно с кино занимаюсь активной общественной деятельностью и являюсь послом доброй воли ЮНЕСКО, в рамках программ которого участвую в благотворительных мероприятиях по защите окружающей среды, помощи детям и борьбе с ВИЧ/СПИДом. Видимо в Турции это всё же посчитали мне за плюс… (смеется).

— Кто из сегодняшних политиков, на ваш взгляд, хороший актер?

— Пожалуй, никто. Хотя Берлускони был, конечно, неплохим актером. Да он и начинал-то свою карьеру с того, что пел на прогулочных пароходиках.

— И последний вопрос – уверен, интересующий многих наших читательниц. Женщины во всем мире постепенно берут власть в свои руки — от Германии до Чили. Как Вы на это смотрите?

С писателем, журналистом Рубеном Пашиняном
С писателем, журналистом Рубеном Пашиняном

Женщины, на мой взгляд, обладают большей чувствительностью и лучше понимают ближних, чем мужчины. А в интеллектуальном плане они ни в коей мере не уступают сильному полу. Я думаю, что нынешний канцлер Германии Ангела Меркель знает, чего хочет. Она из породы победительниц.

…Я люблю тех, кто готов сражаться. А победишь ты или нет — это не столь уж важно. Главное — не опускать руки. Я всегда повторяю: "Клаудиа, если ты хочешь — значит, сможешь!"

-24