“L’assassino ha riservato nove poltrone” (Убийца зарезервировал девять мест) (1974). Поздно вечером к театру, который выглядит давно заброшенным, съезжаются несколько автомобилей. В первом из них – владелец этого места Патрик Дэвенант и его невеста Ким, которая изменяет мужчине с Расселлом, большим любителем женщин, замужних или нет, тоже приглашенным на вечеринку. Семья Патрика давно владеет театром, однако он не функционирует уже порядка ста лет. Здание, впрочем, не заброшено – в нем все это время поддерживался порядок. Но ни одной пьесы, ни одной постановки.
Остальные гости: лесбийская парочка Ребекка и Дорис, дочь Дэвенанта – Линн и ее бойфренд Дункан, Альберт и проститутка из «дорогих», его бывшая любовница Вивиан, а также хороший приятель Патрика – упомянутый выше Расселл. Помимо них по коридорам театра бродит никому из них не знакомый человек с огромным медальоном на шее. У него нет имени, но все его чествуют как старого знакомого, тут же задаваясь вопросом, где раньше видели этого парня, и откуда он им знаком.
Участники этой своеобразной вечеринки быстро расходятся кто куда, исследуя прекрасно сохранившиеся гримерки, а Ким идет еще дальше – примеривает одно из платьев, хранившихся в гардеробе, и разыгрывает на сцене финальный эпизод из «Ромео и Джульетты». Для нее он и правда становится финальным, ведь завершает его девушка, падая ниц, ее спина красна от крови, и в ней красуется глубоко погруженный в тело несчастный огромный нож. Остальные, немало испугавшись, пытаются выбраться наружу, но выхода нет – все двери заперты крепко-накрепко. Представление только начинается…
И только тут Патрик начинает вспоминать. Театр был закрыт после событий почти столетней давности, когда ни один из зрителей, приглашенных на громкую премьеру, не вернулся домой. Двери открыли полицейские, обнаружив за ними гору трупов. Кто тогда был убийцей, почему он сделал то, что сделал, и какой была его дальнейшая судьба – этого Дэвенант не помнит. Да и имеет ли это значение? Впору спасать собственную жизнь, ведь смерть может таиться за каждым углом, в любой тени – а это здание из них буквально соткано.
Джузеппе Беннати снял всего десять фильмов, и возможно среди них были другие хорроры, детективы или giallo. Ни одно из названий мне ни о чем не говорит. Да что там, и «Убийцу»-то я посмотрел по совету друзей, не зная о фильме ровным счетом ничего кроме удивительных локаций, в которых разворачивается его действие. Я прекрасно понимаю, что вы сейчас возразите, вспомнив один из самых известных «жутиков» Микеле Соави, а потом добив оппонента, то есть меня, «Оперой» Дарио Ардженто. Но никакого «шаха и мата». Мимо, господа.
Все эти ленты были сняты сильно позже. Более того, главной героиней в них фактически была именно сцена – а не то, что вокруг. Получается, что Беннати был первым, задействовав НАСТОЯЩИЙ театр в истории, где человек в маске и черных перчатках (все чин чином!) убивает девятерых гостей одного за другим. Выглядит бесподобно. Но это не просто хороший giallo, снятый в удачном месте. Здесь есть все, что нужно для приличного образца жанра.
Обнаженка? Получите аж двойную. Саспенс – его можно хлебать ложкой как 30-процентную сметану. Красивые девушки и женщины? Пожалуйста. Загадочный убийца? В наличии. Что до смертей, то поначалу они кажутся невинными. Но лишь поначалу. «Девять мест» - во многом уникальный «желтый» хоррор, где сверхъестественное замечательным образом сочетается с вполне реальной резней. Плюс потрясающая операторская работа, все необходимые атрибуты giallo, а главное – место, место и еще раз МЕСТО, благодаря которому фильм обретает чуть ли не готические нотки.
7/10