В Трусовском районе Астрахани, неподалёку от "нового" моста стоит старый паровой буксир. В интернете его почему-то именуют "астраханским "Титаником", да и местные жители, у которых я спрашивал дорогу, именовали его так же. Что общего у затонувшего в Атлантике пассажирского лайнера и небольшого речного буксира - неясно. Но сам по себе этот буксир очень интересен. Как минимум потому, что никто не знает что это за судно, когда было построено, где ходило и к какому проекту принадлежит.
Местонахождение парохода на карте.
Дойдя до парохода (а стоит он неподалёку от астраханского порта), я первым делом начал искать название судна. Однако поиски успехом не увенчались. На бортах судна надписи не сохранились, а табличку с названием и годом постройки я так и не нашёл. В интернете встречается информация, что буксир носил имя "Симферополь", однако никакого подтверждения этому нет. Кроме того, единственный паровой буксир проекта 732 с такими именем, упоминания о котором имеются в реестрах, был порезан в Томской области в конце 90-х.
Кстати о проектах. Точно определить проект буксира тоже не получилось. В Советском Союзе существовало два типа колёсных паровых буксиров: проект 732 и проект 733. Длина буксиров 732 проекта - 57,9 метров, длина проекта 733 - 48,3 метров. Замеры астраханского буксира через карты от "Яндекса" и Google показали длину в 30 метров. Это даёт основания полагать, что к проектам 732/733 наш буксир относиться не может.
Определить период постройки "Титаника-Симферополя" можно только очень примерно. Если учесть, что корпус судна имеет сварную конструкцию, а выпуск паровых буксиров был прекращён в середине ХХ века, можно предположить, что конкретно этот буксир был выпущен в промежутке между 30 и 50 годами прошлого века. Но опять же, это лишь догадки.
На борт пришлось подниматься через гребное колесо - другого способа попасть на буксир нет. Колесо хоть и ржавое, но в хорошем состоянии, в верхней части сохранились даже деревянные лопасти.
А вот состояние палубы на юте оставляет желать лучшего - перекрытия скрипят под ногами, повсюду дыры. Ступать приходилось аккуратно: я хоть и не обладаю богатырским весом, но перспектива свалиться в трюм, наступив на проржавевший настил, меня ни разу не прельщала.
Попасть в трюм можно было и менее травмоопасным путём - спустившись по лестнице. Но её вид не внушал мне доверия, да и в самом трюме ничего интересного не было, один мусор.
На баке состояние палубы лучше и к якорным клюзам можно пройти не опасаясь провалиться вниз.
Через смотровое окно можно заглянуть в машинное отделение. Здесь расположилась массивная паровая машина, приводившая в движение гребные колёса буксира. Внешне двигатель похож паровые машины ПМ-5/ПМ-6, использовавшиеся во всё тех же буксирах проектов 732/733. Однако в корабельных делах я не силён, поэтому точно определить тип двигателя не смог.
Надстройки у буксира нет. По всей видимости она была деревянной и не сохранилась со временем.
Корабль выглядит бесхозным, однако в сети обнаружилась информация, что хозяин у судна имеется и даже озвучил его цену - 300 тысяч рублей. Желающих приобрести пароход пока не нашлось и уникальное судно продолжает ржаветь под открытым небом.
***
Больше материалов можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на разные тематики) можно увидеть в моём Telegram.
Материалы по теме:
Умирающий аэродром: брошенные самолёты в Астрахани
"Рогатые" над Волгой: как уничтожили астраханский троллейбус
Судьба самолёта: история астраханского МиГ-23