Найти тему

Возрождение Малевича

Обложка статьи (дизайн автора статьи)
Обложка статьи (дизайн автора статьи)

Начнем с реалистических работ, выполненных в поздний период. Сходство, на мой взгляд, по композиции и восприятию с «Джокондой» можно разглядеть в таких работах, как портрет дочери художника и портрет безработной девушки.

Фотография картины К. Малевича «Безработная девушка» (из свободных источников)
Фотография картины К. Малевича «Безработная девушка» (из свободных источников)
Фотография картины К. Малевича «Портрет Уны» (из свободных источников)
Фотография картины К. Малевича «Портрет Уны» (из свободных источников)

Мона Лиза предстает перед нами сидящей в кресле на фоне пейзажа, уходящего в перспективу. Фигуры девушки и Уны также приближены к зрителю и за ними открывается пространство. Сходство при этом не буквальное – фигуры находятся на разном расстоянии, отличается глубина пространства и то, под каким углом оно расположено, но Малевичу был свойственен именно свой новый взгляд и лишь по деталям можно подчас уловить, что могло его вдохновить на создание очередного шедевра. Важным в этих картинах, пожалуй, можно было бы считать умиротворенность образов и вместе с тем внутреннюю сосредоточенность, придающую им дополнительную силу.

Размещение портретируемого на всю плоскость картины – данный прием использовали, например, и Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли. Это придает дополнительную значимость образу, надолго останавливает на нем внимание, придает выразительность.

Фотография картины К. Малевича «Портрет ударника» (из свободных источников)
Фотография картины К. Малевича «Портрет ударника» (из свободных источников)

Сходство ракурсов с Боттичелли можно наблюдать в портрете:

Фотография картины К. Малевича «Портрет молодой женщины» (из свободных источников)
Фотография картины К. Малевича «Портрет молодой женщины» (из свободных источников)

В начале творческого пути Малевич создает картину «Композиция с Джокондой». Размещение Джоконды в этой алогичной композиции может говорить о том, что классическое искусство ассоциировалось у Малевича с искусством Возрождения. И, как не парадоксально в соответствии с контекстом, о восхищении этим временем, но поиском нового направления.

Сюжеты картин в эпоху Возрождения становятся повествовательными, художники большое внимание уделяют пространству, объему персонажей. В ранних работах Малевича ощущается возвышенность в создаваемых образах, которая возможно вызвана не только воспоминаниями из детства, но и впечатлением от полотен великих художников Возрождения. И кубофутуризм в работах Малевича только усиливает это впечатление всеобщей воодушевленности.

Фотография картины К. Малевича «Уборка ржи» (из свободных источников)
Фотография картины К. Малевича «Уборка ржи» (из свободных источников)

Обратим внимание на женские портреты, созданные Малевичем в поздний период. Они соединяют в себе черты супрематизма (геометричность форм) и элементы, близкие эпохе Возрождения (прическа, выражение лица, в какой-то мере даже форма одежды).

Фотография картины К. Малевича «Девушка с гребнем в волосах» (из свободных источников)
Фотография картины К. Малевича «Девушка с гребнем в волосах» (из свободных источников)

Красный цвет головных уборов в эпоху Возрождения говорил о величии и знатном положении. Использование Малевичем красного цвета в портретах девушек (шляпа, чепец, гребень), пожалуй, расширило это значение, позволяя передавать красным цветом радость и энергию образа.

И, безусловно, одной из самых значимых работ того времени можно считать автопортрет. На его обороте написано «Художник». Может быть, это не только автопортрет, но и посвящение тем, кто как и он, является художником и ищет новые пути выражения в искусстве?

В статье представлено авторское сравнение. Буду очень рада вашей оценке и отзывам! Подписывайтесь на канал и открывайте для себя новое из мира искусства!