В разные эпохи – разное представление о красоте. Одни и те же произведения искусства, созданные в разное время, могут вызывать умиление и отвращение, восторги и общественное порицание. Что же касается монументального искусства, а именно, памятников, то на их оценку влияет и различная оценка деятельности личностей, которых они изображают и событий, в память которых они поставлены.
Памятники чаще других городских объектов становятся жертвами порицания и даже, неприязни. Их норовят снести. Это происходит после переоценки событий прошлого.
Некий «ТОП» памятников в Санкт-Петербурге, которые подвергались в разные времена критике, может выглядеть, например, так:
1. Скульптура Петра I в Петропавловской крепости
Автор знаменитый художник и скульптор Михаил Шемякин. Петр изображен сидящим в кресле, положив нервные руки на подлокотники. С эстетической точки зрения, памятник некрасив, даже уродлив. Хотя, как и всё у автора носит следы какой-то, то ли отталкивающей, то ли притягивающей извращенной красоты. Общественное мнение разделилось. Одним памятник нравится, как правило, это «либеральная» часть общества, считающая Петра тираном ужасным. Они говорят, что статуя передает суть императора, что он такой и был, что непропорционально маленькая голова тоже такой и была, а лицо сделано по посмертной маске.
Патриотически настроенные зрители, говорят что это вопиющее уродство, оскорбление великого царя – реформатора, и фигура намеренно сделана непропорциональной, чтобы поглумиться. Тем более оскорбительно и кощунственно, что фигура поставлена недалеко от места упокоения Петра в Петропавловском соборе.
2. Памятник Ленину у Невского завода
Был установлен в 1926 году на средства работников Невского завода. Скульптор Матвей Харламов. Памятник был создан благодаря искреннему порыву рабочих завода. Это первый памятник Ленину в Ленинграде.
К уродливым, его можно отнести только по одной причине – непропорционально большой голове. Почему так получилось неизвестно. Возможно скульптор считал, что при взгляде снизу вверх, голова памятника, в перспективе, будет казаться меньше… Может, это его, такая, личная месть... Странно, что советская цензура не обратила на это внимание и не настояла на переделке памятника с нормальными пропорциями.
В любом случае, к настоящему времени, этот памятник уже имеет большую историческую и культурную ценность и не должен переделываться или перемещаться со своего места.
3. Памятник жертвам политических репрессий
Находится на Воскресенской набережной (набережной Робеспьера). Автор, опять же, Михаил Шемякин. При всей трагичности повода и уважения к жертвам репрессий, нельзя не отметить, что памятник откровенно уродлив. Такие произведения уместно размещать на холсте, но не в городской среде.
4. Памятник императору Александру III
Сегодня памятник находится во дворе Мраморного дворца, изначально был поставлен (в 1909 году) на Знаменской площади (сейчас – площадь Восстания). Автор Паоло Трубецкой. По идее, мощная фигура императора, сидящая на покорном коне-тяжеловесе, должна была символизировать смирение и спокойное развитие России при Александре III. Однако, тогдашняя демократическая общественность сразу невзлюбила памятник, сочинив про него множество обидных частушек и эпиграмм. Из наиболее известных – «Стоит камод, на комоде - бегемот, на бегемоте – идиот».
Однако, при всей грузности, памятник не вызывает такого отторжения у обычных людей, как три предыдущие. Может, так оно и надо, с демократами-разночинцами и прочей либеральной общественностью. А то, устроят революцию, понимаешь, а потом репрессируют друг друга 30 лет подряд. А потом заламывают руки и ставят этому памятники.
А Вы согласны с нашей оценкой перечисленных памятников?
Подписывайтесь на наш канал! Пишите в комментариях и присылайте фото других известных Вам «шедевров» в Петербурге.