Сегодня я зашёл в Гагу и сказал им: "Каждые полгода я появляюсь у вас и беру новую версию Codenames, сегодня не исключение". И взял. Но, простите, мы забегаем вперед.
После трех разгромных статей, которые были наполнены хейтом и желчью, наконец пришла пора написать что-то полезное и познавательное. Например, о приятном времяпрепровождении с друзьями. Нет, речь здесь не пойдет о лучших алкогольных напитках и самых модных клубах. Мы поговорим о настольных играх, а точнее, об игре. Но совсем немного. Немного, но обо всём.
Codenames, относительно новый проект от геймдизайнера Влади Хватила, уже успевшая завоевать кучу наград и снискать любовь поклонников жанра "патигейм". Расскажу о моем знакомстве с игрой чуть ниже.
Вообще говоря, когда два года назад была выпущена первая версия Codenames, это был огромный подарок людям типа меня — тем, кто часто встречается с друзьями в каких-то разношёрстных компаниях и постоянно пытается занять тусовку чем-то интересным.
Codenames с тех пор взяла много наград, обзавелась теперь уже двумя новыми версиями и успешно закрепилась в общемировом рейтинге как топ-1 игра для вечеринок. Есть и прекрасная веб-версия (https://codenames.me), которая позволит вам играть удобно с большого экрана или проектора на совсем серьезную толпу.
В общем, игра сразу стала бестселлером не только потому, что она сама по себе хороша (хардкорные настольщики её не очень жалуют), но и потому, что в жанре игр для вечеринок всё очень плохо. Существует много прекрасных настольных игр с очень интересной механикой и красивыми картинками. Проблема в том, что большинство из них требуют наличия таких же увлечённых этим делом друзей, да ещё и в небольших количествах. Если четверо гиков хотят выбраться к кому-нибудь на дачу на все выходные и провести там 20 часов за партией в какую-нибудь сложную стратегию — рынок даёт таким людям выбор на любой вкус. Куда сложнее обстоят дела со скучающей компанией "ненастольщиков", в которой ещё и зачастую бывает больше 6-8 человек.
Идеальная пати-игра должна:
- требовать минимум реквизита и минимум пространства на столе
- объясняться за 5 минут даже тому, кто никогда в игры не играл
- стараться не вводить принципиально новых сущностей, бывающих исключительно во вселенной игры
- не требовать от человека знаний и навыков за пределами некоторого базового общесоциального уровня
- прекрасно себя чувствовать в толпе 8+ человек
Вот именно поэтому игры на общение, слова или ассоциации давно заиграны до дыр многими известными мне компаниями друзей: шляпа/крокодил и их клоны (Alias, Activity), Dixit и его клоны (Имаджинариум, Мистериум), мафия и её улучшенные варианты (Resistance, Spyfall). Почти ничто другое на рынке не даёт таких возможностей. Если мы возьмем какой-нибудь всеми любимый Каркассон или Колонизаторов, то сразу увидим, что множество потенциально готовых играть резко просело, тусовки больше 6 человек отпадают, и самое главное, что в этих играх нужно оперировать какими-то сущностями, которые есть только внутри игры — строить виртуальный город или получать виртуальные ресурсы, что сразу понижает интересность и ценность конечной цели для не-очень-гиков.
Таким образом, даже плохо сделанный патигейм на подобном безрыбье был бы настоящей находкой. А Codenames сделан хорошо и доставил нам уже многие часы радости и удовольствия. И вот теперь вышла кооперативная версия, где нужно вдвоем или двумя командами играть против игры. Это, на мой личный взгляд, потенциально менее интересно, чем играть против людей, тем не менее, очень приятно, что эту идею продолжают развивать и искать в ней новые подходы.
Теперь немного о самих правилах и содержимом.
Что в коробке?
200 двухсторонних карточек с четырьмя сотнями слов. Жетоны агентов, мирных жителей и убийцы (всего 25), 40 карточек ключей и подставка к ним, песочные часы и правила. Вкратце о качестве компонентов: честный картон, яркая полиграфия, локализовано на совесть (издательство «Gaga Games»).
Дизайн
Все сделано не только эстетично, но и функционально. Игра салонная – в таких важна не просто красота, а еще и удобство. «Кодовые имена» — сделана в с умом, как экстерьер хорошего авто.
Для карт ключей есть подставка, что помогает ведущим не запутаться самим и не «спалить» своих агентов – ключ на подставке стоит вертикально и виден исключительно капитанам команд. Так же, сами карты сделаны из хорошего, плотного картона.
Как играть?
Правила просты, изучаются и объясняются быстро.
- Выкладываем на игровом столе в случайном порядке 25 карточек с кодовыми именами так, чтобы получился квадрат 5Х5.
- Создаем 2 команды минимум по 2 человека (можно меньше, но это уже не то), каждая команда выбирает своего капитана. Капитаны садятся с одной стороны стола, команды напротив.
- Выбираем ключ. С этого момента оба капитана знают своих и чужих агентов, а также мирных жителей и убийцу. Чья команда первой по подсказкам капитана отгадает агентов своего цвета, та и победила.
- Задача капитанов одним словом описать как можно большее число своих агентов. Задача команды отгадать их. Например, часть агентов скрываются под именами «Место», «Такса», «Фокус». Капитан произносит «Парковка:3», где «парковка» слово, которое объединяет агентов, а «3» число агентов соответствующих этому слову. Но при этом нужно не просто связать одним словом большее количество имен (чтобы дать возможность своей команде раскрыть первой всех своих агентов), но сделать это так, чтобы не раскрыть агентов соперников или нейтральных мирных жителей – если команда укажет на них, то досрочно потеряет право хода. Самое же опасное – привести свою команду к убийце, указав на которого вы сразу же проигрываете. В нашем примере, в случае если бы на поле была, например, карточка «Машина» под которой скрывался убийца, то подсказка «Парковка:3» вероятнее всего, обрекла бы команду на поражение.
Часто возникают ситуации, когда участники команды указывают на верного агента, но капитан при этом «кодировал» совершенно другое имя. Все это накладывает свои условия на дальнейшие «шифровки». В этом плане игра гибкая и игровая ситуация всегда изменчива, поэтому даже при очевидном лидерстве по числу агентов у какой-либо команды, нельзя терять бдительности — конкуренты могут «догнать» в любой момент
Мнение
«Кодовые имена» настолка простая в правилах и организации, но обладающая достаточно глубоким для патигейма игровым процессом. У неё очень большая вариативность, лучше всяких слов говорят цифры: 400 слов, 25 карточек ключей, которые можно «крутить» в четырех положениях. Сложно даже предположить какова вероятность того, что какая-то из комбинаций (ключ / набор слов) может повториться Напряженная, но в то же время с юмором. В основе «Кодовых имен» игра в слова на ассоциации, при этом не надо кривляться и что-то изображать, нужно думать и порой весьма напряженно – для настольщика это самое изысканное удовольствие, для тех, кто с настольными играми знаком поверхностно, это тоже, оказывается, весьма приятное занятие. Если вам нравятся патигеймы и вы не равнодушны к таким играм как «Диксит», «Концепт», «Мистериум» — брать однозначно
За сим все. В следующий раз расскажем вам о таком настольном гиганте, как ДнД. До новых встреч и новой статьи!