Найти тему
Yachting – яхты и катера

Феникс по имени Малькольм

Уничтоженная пожаром и заброшенная хозяином трехмачтовая шхуна Malcolm Miller могла закончить свой век где-нибудь на свалке металлолома. Однако благодаря счастливому стечению обстоятельств некогда бывший учебный парусник был отреставрирован и возродился теперь уже в качестве классической суперъяхты, достойной своего исторического прошлого.

Парусная трехмачтовая шхуна Malcolm Miller родилась в конце 1967 года, она была построена в Шотландии на верфи в Абердине John Lewis & Sons по проекту Camper & Nicholsons. На протяжении тридцати лет парусник был неотъемлемой частью британской морской традиции и служил учебным судном для Ассоциации по обучению парусному спорту (Sail Training Association), которая многие годы является организатором регат учебных парусников The Tall Ships’ Race.

-2

Деньги на строительство Malcolm Miller собирали всей страной – на объявление о сборе пожертвований, опубликованном в Daily Mail, откликнулись тысячи людей. Половину необходимой суммы из своих личных средств выделил бывший мэр Лондона сэр Джеймс Миллер. Он же дал кораб­лю имя Malcolm Miller в память о своем сыне, незадолго до этого погибшем в автокатастрофе.

За три десятка лет на учебных шхунах Malcolm Miller и Sir Winston Churchill прошли обучение более 40 тыс. молодых людей. Важность поддержания морских традиций для Великобритании очевидна – и сегодня Ассоциация проводит очередную национальную компанию по сбору средств на строительство нового учебного парусника.

В 2000 году Malcolm Miller заменили другим судном и продали в частные руки. Судно получило новое имя Helena C и было полностью переоборудовано на одной из английских верфей – на яхте заменили рангоут, паруса, навигационные системы, были перестроены камбуз и сервисные зоны. Судно также получило новые интерьеры и в 2004 году вновь вышло в море в качестве частного круизера. Вместе со своим новым владельцем Helena C дважды пересекла Атлантику. Однако счастье длилось недолго, и в июне 2008 года во время ремонта случился пожар, который нанес судну значительный урон. Во время инцидента серьезно пострадал рабочий, а событие имело большой резонанс в прессе. Владелец не стал возобновлять ремонт, оставив судно на муринге в одном из портов на юго-западе Англии, где впоследствии оно и было обнаружено новым хозяином, который не смог пройти мимо этого объекта британского морского наследия.

В современной истории такие проекты редкость и, как правило, воплощаются большими энтузиастами. Иначе просто нельзя: чтобы взяться за реставрацию такого судна как Malcolm Miller, нужно иметь не только соответствующий бюджет, но и немало смелости, не говоря уже о знаниях, опыте и понимании всех технологических тонкостей рефита сложных винтажных судов.

Так в жизнь Malcolm Miller вернулась удача. Ее новый хозяин оказался владельцем собственной верфи и опытным реставратором, для которого этот проект был далеко не первым. «Я люблю такие проекты и делаю это всю жизнь», – говорит он. Собственно, к Malcolm Miller его привела другая похожая история. «Поставщик такелажа для кеча, который тогда ремонтировался на нашей верфи на Кипре, пришел ко мне и сказал, что в Фалмуте есть заброшенная шхуна Malcolm Miller, и он подумал, что мне может быть интересно ее спасти», – продолжает свой рассказ владелец. Заинтересовавшись информацией, он полетел посмотреть на беспризорную яхту. Malcolm Miller была в таком плачевном состоянии, что он засомневался, однако позже, проведя тщательную оценку состояния судна, все-таки рискнул и выкупил брошенную яхту по цене, не намного превышающей стоимость металлолома. Уже через месяц после этого Malcolm Miller отправилась для ремонта в Гданьск, на верфь Conrad. С практической точки зрения, буксировка до Польши была для почти убитой яхты менее стрессовой, чем если бы ремонт делался на Кипре. «Удивительно, что она не утонула – в некоторых местах корпус можно было проткнуть пальцем», – вспоминает владелец яхты, который лично каждый день контролировал процесс реконструкции судна.

Для архитектурных работ пригласили компанию из Сопота Yacht Studio Strawinski. Самой заметной корректировкой в экстерьере яхты стало значительное уменьшение надстройки. Раньше она занимала почти всю палубу, и это, по мнению нового владельца, разрушало пропорции судна. Новая рубка сделана в соответствии с традициями классических судов начала XX века. Парусный план также изменился: в бытность учебным судном Malcolm Miller была гафельной шхуной, теперь она несет бермудское вооружение.

Кое-какое палубное оборудование Malcolm Miller было все же в неплохом состоянии, и его использовали после тщательного ремонта. «Но даже несмотря на это, первоначальный бюджет рефита утроился – то, что начиналось как простая рабочая лодка, превратилось в проект роскошной яхты», – говорит владелец, предыдущим судном которого был буксир, выполнявший роль семейного круизера. Задачи делать из Malcolm Miller люксовую яхту изначально не стоя­ло – шхуна должна была стать разъездной лодкой, о которой не нужно было бы беспокоиться в случае, если ее борт поцарапают где-нибудь во время швартовки. Но, увидев, с каким энтузиазмом на Conrad взялись за дело, владелец сдался, и в результате получилась во всех отношениях практичная надежная яхта, которая полностью соответствует непринужденному образу жизни владельца и его увлечениям.

В ходе реконструкции палуба была полностью заменена, а вот оригинальные брашпиль и якоря были отремонтированы и сохранены. Мачты переоборудовали и укомплектовали дополнительными краспицами, чтобы уменьшить количество бакштагов. Для удобства работы с парусами были установлены гики типа Park Avenue.

Благородный экстерьер и роскошная отделка в английском стиле подчеркнули историческое прошлое Malcolm Miller и ее неразрывную связь с британскими морскими традициями.

Декор интерьера сдержан, прост и элегантен. Вся мебель выполнена из тика, белые стеновые панели и текстиль разрывают эту «деревянную» непрерывность, расставляя визуальные акценты. Иллюминаторы имеют традиционный вид, потолочные люки оборудованы поворотными латунными рукоятками – практично и вполне в духе традиций.

Несмотря на свою винтажность, Malcolm Miller получилась вполне современным домом на воде, готовым к длительным морским походам. Планировки Malcolm Miller рассчитаны на 10 гостей, размещенных в 10 двухместных каютах с собственным санузлом. Мастер-свит, vip-каюта и еще одна двухместная каюта расположены в корме яхты. На нижней палубе по миделю спланирован камбуз и напротив него по правому борту парадная столовая. В этой части жилой палубы находятся еще две гостевые каюты. Жилая зона экипажа и кают-компания расположены в носовой части яхты и рассчитаны на 5–6 человек. У команды свой отдельный выход на палубу, что позволяет экипажу выполнять свои функции, лишний раз не пересекаясь с гостями.

Камбуз Malcolm Miller исполнен по коммерческим стандартам – по мнению владельца, профессиональный камбуз намного проще содержать в чистоте и он намного практичнее в плаваниях. Он укомплектован бытовой техникой соответствующего уровня, например, сверхмощным уплотнителем мусора и посудомоечными машинами, которые моют комплект посуды за 60 секунд. Готовые блюда доставляют наверх при помощи лифта.

В главном салоне основное место занимают мягкие диваны, расположенные вокруг стола. Напротив находится мебельная консоль со спрятанным внутри и выезжающим по нажатию кнопки телевизором. Впереди по ходу – штурманский кабинет. Кокпит с рулевым постом расположен за бизань-мачтой и оборудован тентом на случай непогоды.

Реставрация Malcolm Miller в общей сложности заняла около 15 месяцев. В первом плавании из Гданьска до Лимассола яхта показала среднюю скорость около восьми узлов, максимальная составила чуть больше 10 узлов. Крены судна не превышают 15 градусов, а в каютах на ходу сохраняется тишина, даже если яхта идет под мотором.

«Я не называю ее суперъяхтой, для нас это парусная лодка, мы будем просто ходить на ней в море. В такие минуты, когда такой сложный проект окончен, когда я в море и поймал правильный ветер, я думаю о том, что это того стоит – поднимать из руин такие замечательные лодки, как эта!» – говорит владелец. И он, и его сын имеют коммерческие шкиперские лицензии и уверены, что не раз сходят в плавание на Malcolm Miller в качестве капитана.

Мы же в завершение рассказа об этом нетривиальном проекте сообщим, что с момента своего возвращения из небытия Malcolm Miller уже несколько раз пересекла Атлантику и дважды приняла участие в Tall Ships’ Race.

Всё о яхтах и катерах: www.yachting.su