Найти тему
Русский анализ книг

Европа 1930-ых глазами советского человека

Сегодня все мы живем в капиталистическом обществе, и мы привыкли к нему. Все что мы видим вокруг, кажется нам нормальным, естественным, единственно возможным. Но это совсем не так. При социализме возможна другая жизнь - Советский Союз давно это доказал.

В 1930-ых году авиаконструктор Александр Яковлев неоднократно посещал страны западной Европы. И порой увиденное в этих странах его неприятно удивляло и оставляло гнетущее впечатление. Самые интересные наблюдения, описанные в его мемуарах, приведу в этой статье.

Во-первых, его поражало необыкновенно большое количество рекламы на улицах городов. Вот что он пишет про Италию:

«На всем пути по автостраде Милан — Турин на каждом шагу лезла в глаза реклама фирмы "Фиат". Многочисленные вывески, яркие плакаты, макеты автомобилей и самолетов, установленные на столбах вдоль дороги, — все кричало о том, что на свете существует "Фиат", выпускающий "лучшие" автомобили, "лучшие" самолеты, "лучшие" двигатели и даже "лучшие в мире" подводные лодки. Дорожные километровые знаки также использовали для рекламы. Автодорожные станции также украшены рекламой "Фиат".

Реклама автомобилей "Фиат", 1930-ые
Реклама автомобилей "Фиат", 1930-ые

Весь Турин работает на "Фиат"… Над городом довлеет магическое слово "Фиат", за которым скрывается небольшая группа капиталистов, хозяев всех заводов и всего города».

Сегодня никого не удивишь обилием рекламы. Но для советского человека это было шоком, ведь в СССР всего этого не было. Просто представьте, вы идете по типичному советскому городу и вам никто ниоткуда не лезет в голову, не предлагает ничего купить, не пытается ничего впихнуть. Ваша голова чиста, разве это не прекрасно?

Еще один эпизод из мемуаров:

«Из Рима нас повезли в Неаполь. Приехали туда к концу дня, поэтому города осмотреть не удалось, поражали только ужасающая нищета и грязь неаполитанских окраин

Утром, разбуженный яркими лучами солнца, я вышел на балкон [в гостинице]…. Набережная в тот ранний час была еще пуста. Вдруг перед балконом, на асфальте, появился бедно одетый человек и стал пристально на меня глядеть, не говоря ни слова. Не понимая, в чем дело, и смутившись, я пытался не смотреть на него. А он, наоборот, упорно старался привлечь к себе внимание и делал какие-то странные, непонятные движения, опять-таки молча. Приглядевшись, я увидел, что у человека ниже локтя рукава рубашки пустые. Инвалид просил милостыню и молчаливо демонстрировал свое увечье, боясь привлечь внимание полицейского. Я быстро кинул ему монету. Нищий бросился плашмя на землю и взял ее зубами.
Эта сцена произвела удручающее впечатление».

Конечно, эта сцена произвела на Яковлева удручающее впечатление. Потому что он был родом из той страны, где взаимопомощь и взаимовыручка – норма жизни, и где попросту не было бездомных и попрошаек. Государство заботилось о всех слоях населения, и никто не выпадал в «осадок» и не становился бездомным. В Европе же бездомные были обычным явлением.

Что касается нищеты и грязи – это не удивительно, т.к. итальянская провинция никогда не славилась богатством и процветанием. Но показательно то, что в Советском Союзе не было такого контраста между центром и периферией. Даже самая маленькая советская деревенька была ухожена, в ней был клуб, парк или, может быть, музей, и рабочие места. Жизнь шла везде, а не только в центре.

Яковлев бывал и в Англии. Там подобных сцен нищеты он не видел, но его очень удивило… метро.

«Только в Англии мне стало ясно, почему иностранцы так восхищаются нашим московским метро. Действительно, не может быть никакого сравнения между Московским и Лондонским метрополитенами. Там нет наземных вестибюлей красивой архитектуры, как у нас. Вход в метро расположен обычно в первых этажах жилых домов или каких-нибудь учреждений. Из коридора с асфальтовым полом пассажиров спускают глубоко под землю в крытой шахтной клети наподобие тех, какие применяются в угольных копях. Сами станции очень непривлекательны: стены бетонные, ничем не украшенные, и такой же потолок. Воздух тяжелый, с острым запахом дезинфекции. Вагоны лондонского метро также ничего общего не имеют с нарядными, красивыми и удобными вагонами Московского метрополитена».

Подземный вестибюль станции Московского метрополитена "Комсомольская" (кольцевая линия), построенной во время Великой Отечественной войны
Подземный вестибюль станции Московского метрополитена "Комсомольская" (кольцевая линия), построенной во время Великой Отечественной войны

Это не камень в огород англичан, это констатация факта. Когда на Западе строили прекрасные торговые и бизнес-центры, в Советском Союзе строили прекрасные дома культуры, дворцы пионеров, и метро. Разный государственный строй - разные приоритеты.

Также Яковлев посещал фашистскую Германию незадолго до войны. Там, конечно, было чему удивляться.

«За время пребывания в Германии мне приходилось встречаться с немцами разных специальностей и разного культурного уровня. Но у всех без исключения — от конструктора до носильщика — чувствовалось сознание неизмеримого превосходства. Это сквозило во всем...

Евреи обязаны были носить на левой руке желтую повязку с черной буквой "J" ("юде"). В такси нередко можно было увидеть табличку: "Евреев не обслуживаю". В некоторых кинотеатрах у кассы, рядом с расценкой мест, объявление: "Евреям билеты не продаются". При входе в магазин плакат: "Евреям вход после 5 часов в такие-то дни" (три раза в неделю). На бульварах скамейки для всех выкрашены в белый или зеленый цвет, а для евреев выделены специальные, желтые, повернутые спиной к бульвару, с надписью "Фюр юден" ("Для евреев").

Надпись на витрине: "Немцы, сопротивляйтесь! Не покупайте у евреев!" Берлин, 1930-ые.
Надпись на витрине: "Немцы, сопротивляйтесь! Не покупайте у евреев!" Берлин, 1930-ые.

И так по всей Германии... С одной стороны, высокая внешняя культура, все признаки современного уровня техники и быта, везде и всюду удивительная чистота, порядок, организованность, с другой — мрачное средневековье».

Все это, конечно, ужасно, но кто-то возразит – Германия это фашизм. Я отвечу, что дело не в фашизме, дело в капитализме. Просто у него бывают разные лики. Капитализм определял лицо западных стран тогда, капитализм определяет лицо почти всего мира сегодня. Алчное, непривлекательное для советского человека лицо.

Сегодня большинство из нас равняется на Запад и хочет жить, как там. В годы сильного СССР едва ли рядовому советскому человеку там понравилось бы. Безработица? Попрошайки? Назойливая реклама из каждого утюга? Не, наши люди такого не слышали. И слышать не хотели. Да, не было долларовых миллиардеров, да, ассортимент товаров был уже. Но были другие плюсы, которые не купишь ни за какие деньги, и которые важнее любых шмоток.

И кстати, Яковлев пишет, что по результатам поездок стало очевидно, что советская авиация ни в чем не уступала западной, а в некоторых аспектах и превосходила ее. Покажите мне сегодня хоть одну отрасль в нашей капиталистической России, в которой мы не уступаем западным странам? Я уж не говорю о превосходстве. Ах да, забыл, мы лучше всех качаем нефть...

Премьер-министр России, нефть...
Премьер-министр России, нефть...

Источник: Яковлев А. С. Цель жизни. — М.: Политиздат, 1973.

Читайте также: Никола Тесла: я приветствую русскую революцию, в результате которой появился Советский Союз!
В мемуарах оживает история. Если Вам понравился этот пост, прошу поддержать лайком и подпиской на канал. Впереди много интересного!