Найти тему

Последний вечер камикадзе

Вековая самоизоляция старой Японии от внешнего мира, жесткая иерархия и непререкаемый авторитет власти порой рождали идеи на грани маразма. Без обид, ведь это сейчас признают и сами японцы.

Немало интересного о Японии 19 века, только начинающей тогда открываться миру, можно, например, почерпнуть из путевых очерков классика русской литературы И. Гончарова в его книге «Фрегат «Паллада».

Древнее японское искусство
Древнее японское искусство

Чего, стоит, например, идея прокладки удобных маршрутов по всей стране для почтовых гонцов, которые были стремительно прямы (для сокращения пути) без учета необходимости связать города и населенные пункты в единую дорожную сеть.

В уже не столь давние времена – во время Второй мировой войны – это сногсшибательное решение разбомбить США с помощью тысяч воздушных шаров из бумаги с подвешенными бомбами и управляемых только ветром! Усилия были приложены титанические, но эффект достигнут практически нулевой.

Эту взрывчатку несли японские воздушные шары. Источник:  history.com
Эту взрывчатку несли японские воздушные шары. Источник: history.com

Из 9 тысяч шаров к США долетели 300. Единственный нанесенный ими ущерб – один шар повредил линию высокого напряжения, снабжавшую фабрику Ханфорд электричеством. Единственные жертвы – жена пастора Митчелла и несколько детей из его прихода, наткнувшиеся во время прогулки на упавший шар.

А кто не слышал о камикадзе! Это была еще одна отчаянная попытка изменить неудачный для Японии ход войны путем использования пилотов-самоубийц. Практически с тем же мизерным эффектом. Сегодня сами японцы не понимают, как можно было вообще до такого додуматься.

Пропагандисткий плакат того времени
Пропагандисткий плакат того времени

«В нашей сегодняшней ситуации я твердо убежден, что единственным способом обратить ход войны в нашу пользу является таран нашими самолетами. Другого способа нет, – декларировал, как и многие другие, капитан ВМФ Японии Мотохару Окамура. – Японцы будут биться, как пчелы – жалить, при этом погибая».

Источник: pinterest
Источник: pinterest

И все же. Кем они были – героями-добровольцами, осознанно идущими на верную смерть во имя победы над врагом и во славу императора или зомби-фанатиками? Историки кропотливо изучили архивы, дневники и прощальные письма этих молодых ребят своим невестам и родителям, записали воспоминания тех, кто уцелел.

Слово «камикадзе» обозначает «Божественный ветер» – так назвали тайфун, который дважды в 13 веке раскидал, как щепки, флот монгольского хана Хубилая, вознамерившегося овладеть японскими островами.

Рюмка саке перед последним полетом. Источник:  history.com
Рюмка саке перед последним полетом. Источник: history.com

Набор в отряды летчиков-камикадзе производился добровольно-принудительно: в формуляре нужно было отметить один из трех выборов – согласен погибнуть «добровольно и геройски», просто «добровольно» и «недобровольно». Третью возможность обычно не выбирал никто – сохранность жизни не гарантируется, но такая смерть отдает позором.

Новобранцы шли в авиацию, не подозревая, что однажды им придется заполнять эту абсурдную анкету. Но пути назад уже не было.

Источник:  history.com
Источник: history.com

В летчики, понятно, отбирали самых грамотных, обычно с высшим образованием, то есть будущую интеллектуальную элиту нации. Причем, не только выпускников технических вузов, но и гуманитарных. Из записей в сохранившихся дневниках видно, что среди них были философы, рассуждавшие о жизни и смерти, или поэты, выражающие свои чувства в стихах.

Источник:  history.com
Источник: history.com

В 1995 году Касуга Такео, служивший в те времена на береговой авиабазе Цутиура, вспоминал, как проходили последние вечера летчиков-камикадзе.

"В столовой царили хаос и отчаяние, все прощались с жизнью. Пили холодное саке. Пытаясь поддержать стойкость духа, пели патриотические песни. Кто-то в отчаянии ломал стулья и бил стекла в окнах. Другие рвали на клочья скатерти. Кто-то кричал в голос, кто-то истерически рыдал.

Декламировали клятвы верности императору. Рассказывали о своих возлюбленных и родителях. Писали завещания, прощальные письма, вкладывая в них пряди волос и остриженные ногти, чтобы родные могли похоронить хотя бы эти останки".

В камикадзе отбирали не опытных пилотов, представляющих ценность, а новичков, служивших расходным материалом. Не брали сыновей-первенцев, чтобы могли продолжить род.

Печальная (для японцев) статистика: всего погибло около 2800 пилотов-камикадзе. Им удалось уничтожить около 4900 американских моряков и 4800 ранить. И это еще и ценой разбитых самолетов.

Популярна в Японии драматическая и действительная история о двух летчиках-камикадзе, взявших в свой последний полет жен.

Кое-кому из пилотов удалось выжить. В Японии все знают историю Такехико Эна, который трижды отправлялся в полет, но каждый раз заглохший двигатель не давал ему исполнить свой последний долг. Причем в третий полет вместе с ним отправились еще двое, видимо, с заданием проверить, не хитрит ли. И все повторилось: заглох мотор, самолет спланировал в море неподалеку от острова, всем троим удалось выбраться на берег.

Такехико Эна
Такехико Эна

Кстати, в последние месяцы войны гитлеровцами была также предпринята попытка использовать своих, немецких, камикадзе в тщетной надежде противостоять армадам англо-американских бомбардировщиков.

Ни достаточного количества самолетов, ни боеприпасов уже не было. Когда человеку ничего не остается делать, как уповать на Божью милость или чудо, могут рождаться абсурдные идеи. Чтобы хоть как-то приободрить фюрера и создать видимость найденного решения повернуть вспять неумолимый ход событий, главный нацистский авиатор маршал Герман Геринг в марте 1945 года объявил о создании специальной зондеркоманды «Эльба» (Sonderkommando Elbe).

По его замыслу остановить врага можно, смело таранив бомбардировщики. Это внесет панику в ряды врагов и очистит немецкое небо от летающей смерти.

Но было два отличия от японских камикадзе: самолеты не были нагружены взрывчаткой и предполагалось, что летчики после осуществления тарана смогут спастись на парашюте. Так как в основном немецкие самолеты были легкими, но быстрыми, то планировалось ударом корпуса повреждать кабину пилотов бомбардировщика, уничтожив экипаж и сделав бомбардировщик неуправляемым.

Естественно, такой наивный замысел на практике себя не оправдал.