Найти тему
Sol_Art

Кошка в дамском платье

Оглавление

В первой части истории о скандалах в искусстве мы познакомились с картиной «Портрет мадам Х», фактически погубившей репутацию мадам Готро и вынудившей уехать из Парижа Джона Сарджента. Предлагаю переместиться в пространстве и времени — в Россию, в ХХ век. Что же происходило в нашей столице спустя 19 лет?

Санкт-Петербург, 1903 (фото с сайта gov.spb.ru)
Санкт-Петербург, 1903 (фото с сайта gov.spb.ru)

Часть вторая. «Кошка в дамском платье»

Россия. 1903 год. Санкт-Петербург. Выставка объединения «Мир искусства»

В залах Общества поощрения художеств проходит V выставка прославленных «мирискусников». На стенах, обитых белой тканью, развешаны картины, лично отобранные Сергеем Павловичем Дягилевым.

Части экспозиции талантливый импресарио выстраивает на противостоянии и противопоставлении художников и их работ. Коварный мастер эпатажа знает толк в создании шумихи вокруг своих проектов.

Ничто не предвещало..

Для участия в выставке Дягилев просит Леона Бакста дать несколько картин, особенно настаивает на получении «Дамы в ресторане». Сергей Павлович обладал отменным чутьем на шедевры и умел быть убедительным, как никто другой.

«Дама» и еще 11 работ художника участвуют в выставке.

Ужин. (Дама в ресторане). 1902
Ужин. (Дама в ресторане). 1902

Нокаут

Первый удар Бакст получил, увидев рядом со своей «Дамой в ресторане» работу Филиппа Малявина «Три бабы». Нежнейшая, фарфоровая Дама Бакста тут же превратилась в бледную моль на фоне дородных крестьянок Малявина.

Три бабы. 1902
Три бабы. 1902

Дальше хуже

На открытие выставки пожаловал великий князь Владимир со своей женой Марией Павловной, весь дипломатический корпус и генералитет. Среди всего множества представленных работ великий князь останавливает свой взгляд на «Даме», и со слов Бакста, читает художнику «порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины».

«Вообще сегодня мне от высоких гостей ото всех досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней?» — недоумевает Бакст.

А на это вопрос любезно отвечает авторитетный критик В. Стасов: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; .... талия ее, весь склад и фигура — кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!». Стасову вторят другие критики, публика, журналисты — все костерят Бакста, на чем свет стоит.

Почему негодует общественность

Оказывается, представленный сюжет кричит петербуржскому зрителю образца 1903 года о том, что перед нами дама полусвета!

И вот вам доказательства: девушка маняще улыбается, кокетливо подавшись вперед, будто предлагая зрителю полюбоваться пышным декольте. Она держит в руках бокал шампанского, слегка наклоняя его. Вся её поза зовёт, притягивает мужчин, желающих скрасить одиночество прекрасной обольстительницы.

Бакста, одного из лучших колористов своего времени, ругают за слабую цветовую гамму, пошлое декольте Дамы, называют художника «порнографом».

Но и это еще не всё

Главная же причина стыда Леона Бакста была в другом. На портрете была узнаваемо изображена супруга уважаемого Александра Бенуа — Анна Карловна Бенуа. Добропорядочная, обаятельная, милейшая женщина, любящая мать и верная жена.

Если в случае с Виржини Готро репутация её на момент скандала с портретом уже была подмочена, то Анна Карловна никаким своим поступком не давала усомниться в своей добродетели.

Получилась крайне неудобная ситуация. Тремя днями позже скандального открытия выставки мирискуниками был организован обед. Можно лишь представить, как страдал Леон Бакст, встречаясь взглядами с семьей Бенуа.

Незнакомка

Полагаю, что на самом деле, Бакст не преследовал цели добиться портретного сходства с Анной Карловной. Он рисовал собирательный образ так модной тогда «незнакомки». Если присмотреться, то создается ощущение, что лицо написано в последний момент, второпях.

Несколькими уверенными штрихами грифеля поверх масляной краски нанесены очертания глаз, носа, губ. Мы можем рассмотреть в модели и архаическую улыбку, встречающуюся у древних кор, этрусских статуй, и найти черты, схожие с женскими образами Тулуз-Лотрека.

Бакст соединил в картине несколько техник, продемонстрировав своё мастерство виртуозного художника.

По прошествии нескольких лет картина «Дама в ресторане» была переименована в «Ужин» и заняла достойное место в коллекции Русского музея (г. Санкт-Петербург).

Бакст и я

Если вы спросите меня, люблю ли я творчество Леона Бакста и картину «Ужин», то мой аватар скажет вам всё без слов.

Продолжение рассказа о картинах, вызывавших резонанс, читайте здесь.