У каждого выдающегося писателя есть лицо. И речь идёт не о лице человека, а лице его текста. Мы различаем тяжеловесного Толстого и краткого, острого Чехова. Мы узнаём стилистику Кинга и понимаем, что Роулинг пишет совершенно иначе. Это всё и есть авторский стиль. Из чего он формируется и как его создать самому себе? Попробуем разобраться
Салют, на связи Юрий Окунев. Сегодня же мы поговорим про авторский стиль. Почему это важно? Потому что позволяет выделиться из толпы писателей, которые пишут одинаковыми фразами, символами и смыслами.
Авторский стиль – это уникальный образ, отпечаток сознания и опыта писателя в тексте. Как я говорил на канале: ни что ни ново под луной, но мы слушаем одни и те же истории тысячелетиями благодаря уникальной призме каждого нового рассказчика, будь то писатель, режиссёр или уличный сказитель.
Из чего формируется авторский стиль? Выделяют несколько технических и субъективных моментов:
· Структура повествования – Какой подход в подаче текста, сколько актов, очередность событий и точка зрения наблюдателя
· Используемые художественные обороты – один автор любит витиеватые, как облака метафоры, а второй чеканит глаголы, подобно пулемётной очереди
· Длина и сложность предложений. Краткость – сестра таланта по Чехову или «попробуй прочитай, что я написал, смерд» по Толстому
· Личный опыт – видел ли то или иное событие лично, проживал ли лишения, занимался ли определённым видом труда и так далее.
· Дотошность в деталях – корректно ли указан цвет сюртуков или у нас шпаги стали толщиной с фламберг?
Ко всему прочему авторский стиль почти всегда ложится на техническую подкованность, как в грамматике и стилистике, так и в формировании слов. Не обязательно писатель обязан действовать как граммар-наци, но понимать, почему он пишет так, а не иначе, стоит. Может быть это моё субъективное мнение. Хотя, понимать, в чём отличие между словами жить, нажить и сжить всё-таки полезно…
А вы видите отличие между этими словами? Пишите в комментариях
Как выработать собственный авторский стиль? Если кратко: только со временем. Если практично, то можно выделить три направления.
Первое: много читать. Да, понимаю, что сегодня не все писатели хотят читать. Но это школа, необходимый навык. Посмотрим прагматично: как вы можете оценить собственный текст, если не можете прочитать чужой?
Попалась отличная цитата: Писатель, который не любит читать, похож на цветочника с аллергией на пыльцу.
Так что не отлыниваем и читаем. Об этом я говорил в видео раньше.
Второе: это много писать. Теоретические знания — это полезно, но умение использовать теорию на практике гораздо важнее. Лучше знать три правила и идеально ими жонглировать, чем знать наизусть весь учебник Розенталя и косно следовать правилам, не видя за деревьями леса.
Овладеть письменным текстом – это также, как овладеть музыкальным инструментом или певческим голосов. Сначала получается только резкое дрынь или вопль без ноты и стыда. А потом вдруг наигрываешь марсельезу и напеваешь Призрака Оперы.
Третье: возможно это не канонический совет, но всё-таки мне он кажется полезным. Пишите так, как говорите и думаете сами. Не усложняйте текст и не упрощайте его чрезмерно. Чрезмерно – это важно. Чуток упростить – полезно. Соблюдайте правила языка, но не пытайтесь казаться умнее, мудрее или круче. Это легко считывается даже там, где этого нет, не говоря о тех местах, где эго и гонор запихали в промышленных масштабах.
Ведите живой диалог с читателем, рассказывайте ему историю. Почему всякие Девушки в поезде и 50 оттенков серого смогли пробиться в такие высоты? Одна из причин – простой, даже элементарный язык. Там конечно много факторов, но писалось это достаточно просто.
Не усложняйте, учитесь и авторский стиль начнёт проявляться.
Кстати, чуть не забыл о ещё одной важной составляющей авторского стиля. Техника и опыт – это одно. Немаловажным остаётся и то, о чём пишет автор. И я не имею ввиду жанр или поверхностные образы, а о смысле, который лежит внутри.
Герой, который ищет своё место в мире? Права женщин? Дети на войне? Одиночество уникальности или одиночество посредственности? Жизнь зверей? Религия? Поиск логики в человеческих поступках?
Этот пункт, к сожалению, требует ещё больше времени на осознание писателем. Читатель может даже не понимать этого момента, но будет возвращаться к автору до тех пор, пока тема не перестанет быть ему актуальной.
Мне нравится определение жанра Сергея Лукьяненко: фантастика пути. Он пишет фантастику, но всегда проходит некий путь. И это нравится его читателям, даже тем, кто выдвигает претензии, что последние книги совсем не торт
Со временем, если продолжите писать, учиться и слушать свой голос, то определите свою тему, свой смысл.
Есть такое мнение: писатель пишет всю жизнь одну книгу. Подумайте, о чём вам интересно писать. И напишите те книги, которые эту мысль выразят.
Спасибо за внимание.
Всем бобра!