Широкое распространение профессиональных рисков объясняется высоким уровнем развития индустриального труда, когда активное применение техники и технологии, химических и биологических веществ, различных видов энергии и проникающего излучения приводит к тому, что практически все сферы жизнедеятельности людей (в том числе, и непроизводственные) буквально пронизаны рисками. Многие исследователи говорят о том, что полностью избежать рисковых ситуаций в процессе труда в сфере материального производства сегодня не может никто.
Определение факторов профессионального риска, исследование их безопасных (и опасных) уровней воздействия на работающих, мониторинг здоровья и безопасности на рабочих местах, организация работы по изучению несчастных случаев и профессиональных заболеваний и ряд других вопросов входит в круг задач по оценке и управлению профессиональными рисками. Актуальность вопросов оценки и управления профессиональными рисками в России в настоящее время резко увеличивается. Это, в частности, связано со становлением страховых механизмов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также формированием обязательных профессиональных пенсионных систем.
Выявление вероятности проявления профессиональных рисков во времени, определение тяжести их последствий для определенных групп работающих и отдельных работников позволяет принимать меры по профилактике и минимизации рисков, актуарно оценить объемы финансовых страховых ресурсов для компенсации утраты заработков и финансирования лечебных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий. В этой связи особо показательным является зарубежный опыт в области оценки и управления профессиональными рисками работников на рабочих местах.
ПОЛЬСКИЙ ОПЫТ
Польша – одна из немногих стран, законодательно закрепившая оценку и управление профессиональными рисками. В соответствии с требованиями польского законодательства, оценка рисков является одним из основных обязательств работодателя. Это обязательство было введено законодательством Польши более 10 лет назад в процессе сближения польского законодательства с правовой системой Европейского Сообщества.
В польском трудовом законодательстве (Глава 10, статья 226 «Профилактическая охрана здоровья») говорится о том, что работодатель обязан оценить и задокументировать профессиональные риски, связанные с выполняемой работой, предпринять необходимые меры, направленные на снижение рисков, информировать работников о рисках, связанных с выполняемой ими работой, а также о мерах, предпринимаемых в целях снижения данных рисков. Оценка рисков должна происходить при участии работников. В соответствии с законодательством, работодатель должен консультироваться с работниками или их представителями по всем действиям, связанным с их здоровьем и безопасностью, в частности, по изменениям в организации работы, в технологии и применении химических веществ – если они могут привести к угрозе безопасности или жизни работников; по оценке и информированию о рисках.
Критерии, применяемые в оценке профессиональных рисков, содержатся в различных правовых актах, например, в постановлении Министра труда и социальной политики Польши «О минимально допустимых концентрациях и интенсивности воздействия вредных факторов на здоровье работников в рабочей среде». Законодательно не устанавливается регламент (правила, процедуры) оценки профессиональных рисков и не определяются детали, касающиеся формы документирования рисков. Поэтому после введения в законодательство обязательства проведения оценки рисков был предпринят ряд мер, направленных на поддержку практического применения оценки рисков в компаниях, в основном в рамках правительственной стратегической программы «Охрана труда и здоровья человека в рабочей среде», начатой по инициативе Правительства Польши в 1995 году.
Разработанные в Польше стандарты предназначены для добровольного исполнения. Стандарт PN-N18002 «Системы управления сферой здоровья и безопасности работников. Общее руководство по оценке профессиональных рисков» содержит положения по оценке профессиональных рисков в организациях. Данный стандарт лежит в основе концепций других стандартов, в частности PN-IEC 300-3-9, BS 8800 и PN-EN 1050. Стандарт разъясняет цели оценки профессиональных рисков, вопросы организации оценки рисков в компании, включая субъекты оценивания профессиональных рисков и то, как правильно оценивать риски. В стандарте приводятся также примеры того, как производить оценку рисков, возникающих в связи с подверженностью работников воздействию химических веществ и шуму. Стандарт формирует основу для оценки рисков в польских компаниях.
Следует отметить, что помощь работодателям в проведении оценки профессиональных рисков возложена и на трудовую инспекцию. Деятельность трудовой инспекции в области оценки рисков, в частности, включает: обеспечение информации о передовом опыте в области оценки рисков и управления рисками в сфере обеспечения здоровья и безопасности работников; поддержку применения систем управления здоровьем и безопасностью на рабочем месте (ЗБР); осуществление проверки выполнения оценки рисков в компаниях.
Имеются программы и меры содействия, направленные на поддержку малых и средних предприятий в оценке рисков. Следует отметить, что правовые требования к оценке профессиональных рисков и управлению рисками одинаковы как для крупных, так и для малых компаний, однако ресурсы малых и средних предприятий обычно ограничены. Методы, применяемые для оценки профессиональных рисков, являются схожими как в больших компаниях, так и в малых и средних. Малые и средние предприятия могут применять специальные руководства и листы контрольных вопросов для оценки рисков. В большинстве случаев малые и средние предприятия пользуются внешними консалтинговыми услугами в целях проведения оценки рисков.
ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ РИСКОВ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ В НИДЕРЛАНДАХ
Оценка рисков (в Голландии эту процедуру называют учет/инвентаризация рисков и анализ рисков) является инструментом работодателей и работников, который служит для идентификации рисков, существующих на предприятии. Обязательность проведения оценки рисков закреплена в законе об условиях труда 1998 г., в статьях 3.1 и 5.
В соответствии со статьей 3.1 Закона об условиях труда, работодатель должен проводить политику, направленную на улучшение условий труда, которая должна быть «настолько основательной, насколько это возможно». Он также должен соблюдать следующие требования: работа должна быть организована таким образом, чтобы она не оказывала никакого отрицательного влияния на здоровье и безопасность работников; опасности и риски, угрожающие здоровью и безопасности работников, должны быть устранены или сокращены на ранних стадиях; оснащение рабочего места, методы работы, используемые для работы ресурсы, а также содержание работы должны быть приспособлены к личным качествам конкретных работников; необходимо избегать выполнения работниками монотонной и часто повторяющейся в короткий промежуток времени работы, а также работы в контролируемом темпе, на который сам работник не может повлиять.
Согласно Статье 5 закона об условиях труда, политика работодателя, направленная на улучшение условий труда, должна предусматривать составление «реестра» рисков и анализ рисков (оценку рисков), присущих той работе, которая выполняется работниками. Оценка рисков должна включать также описание опасностей и мер, направленных на сокращение рисков, а также рисков, свойственных отдельным категориям работников. В качестве неотъемлемой части оценки рисков работодатель также обязан вести реестр несчастных случаев, произошедших на рабочем месте и приведших к невыходу работников на работу по причине нарушения здоровья.
План действий, содержащий меры, направленные на устранение и сокращение рисков, и раскрывающий их взаимосвязь, должен являться частью оценки рисков. План действий, о выполнении которого составляется ежегодный письменный отчет, должен содержать сроки выполнения запланированных мероприятий. Работодатель обязан проводить предварительные консультации по ежегодному отчету с советом предприятия, с представителями работников, а при отсутствии таковых с уполномоченными работниками.
Корректировка «реестра» рисков и результатов их анализа как следствие накопленного опыта, изменения в методах работы и условиях труда, обучение сотрудников могут проводиться так часто, как это необходимо. В Голландии не существует специального стандарта, устанавливающего, как следует проводить оценку рисков на рабочем месте. Социальные партнеры сами разработали специальные отраслевые формы, помогающие работодателю проводить оценку рисков. Контроль за проведением оценки риска осуществляется инспекцией труда. В случае выявления трудовым инспектором нарушений закона об условиях труда, инспектор производит проверку того, была ли данным работодателем проведена оценка рисков и была ли она проверена.
Правительство Голландии стимулирует инвестиции коммерческого и некоммерческого сектора в средства, позволяющие усовершенствовать сферу ЗБР. В этих целях была разработана схема субсидирования. Ежегодно Министерство социальных вопросов и занятости составляет список инноваций, средств, позволяющих усовершенствовать сферу ЗБР, сокращающих степень подверженности физическому стрессу, шуму, воздействию вредных веществ. Работодатели, которые закупают средства и оборудование (машины, системы, средства транспорта и инструменты, применяемые на месте работы), перечисленные в данном перечне, могут получить субсидию на приобретение этих средств в размере до 10 % их первоначальной стоимости, на общую сумму не более € 25.000...
Читать далее на сайте: http://www.trudcontrol.ru/press/publications/6177/professionalnie-riski-mezhdunarodniy-opit-v-oblasti-ocenki-i-upravleniya