Самые разные рассказы и отзывы о путешествиях на озеро Байкал, можно найти на просторах интернета. Довольно часто встречаются высказывания и о старых и небезопасных для плавания кораблях, например такое:
"...., это совсем не так безопасно, как кажется)". С моей точки зрения, происшествие с "Баргузином - 2", не самый удачный пример опасного плавания. Если говорить о последствиях этого происшествия, то можно прийти к совершенно другим выводам. "Баргузин -2" вышел в рейс в полном соответствии с требованиями безопасности перевозки пассажиров водным транспортом. Все спасательные плоты сработали после сбрасывания их на воду, мест на спасательных плотах хватило всем пассажирам, все пассажиры были эвакуированы на берег и никто не пострадал. Пострадали только вещи пассажиров, сгоревшие вместе с кораблём. Понимаете - всё сгорело, но ни один человек не погиб.
Для сравнения крушение "Косты Конкордия" в Тирренском море, вблизи острова Джильо, тремя годами раньше. Судно налетело на рифы , получило серьёзные повреждения, легло на правый борт и затонуло. И в отличии от происшествия с "Баргузином - 2", там пропали без вести и погибли 32 пассажира. И главное ни кому в голову не пришла мысль написать : " Путешествовать на Итальянских круизных судах не так безопасно, как кажется".
Во всём мире с кораблями что то случается, то горят , то тонут, то на мель вылетают, и старые и новые, от этого ни кто не застрахован. Так что связывать возраст корабля, и вероятность вляпаться в какое нибудь происшествие, наверное будет неправильно.
Но вернёмся к безопасности плавания на озере Байкал. Вы знаете сколько надзорных органов следят за этой безопасностью? ГИМС, Речной регистр РФ, Транспортная Прокуратура, Транспортная Полиция, Роспотребнадзор - оснащённые мощными скоростными катерами, они вряли позволят вырваться на просторы Великого моря, кораблям без разрешающих документов, без лицензии на перевозку пассажиров. Тотальные проверки начинаются в самом начале сезона, только вышел из Ангары в Байкал, ещё не успел дойти до Листвянки, а тебя уже останавливает патрульный катер.
Судно не прошедшее тех. освидетельствования, не получившее всех необходимых разрешительных документов, уже в скором времени окажется на штраф стоянке, а владельцу будет грозить крупный штраф, а в некоторых случаях и уголовное наказание (это если с туристами на борту поймают).
Не буду оспаривать тот факт, что многие корабли на озере Байкал эксплуатируются ещё с советских времен и имеют достаточно солидный возраст, многие из которых начали ходить по озеру в далёкие 60 - 70 годы прошлого века. В нулевые годы значительная часть этих кораблей перешла в собственность физических лиц и стала использоваться для оказания туристических услуг. Но этот процесс развивался не сам собой. В 2003 году, к кораблям эксплуатируемым на озере Байкал, стали предъявлять такие же требования, как и к кораблям эксплуатируемым на море. Это было связано с тем, что Речным Регистром РФ, по условиям ветро-волнового режима, перевёл зеро Байкал в класс "М" ( до этого был класс "О" , озеро).
В 2010 году был введён новый технический регламент, в 2012 году лицензирование перевозок водным транспортом. И каждый раз, с появление нового нормативного документа, корабли реконструировались, модернизировались, строились и перестраивались. В итоге , большинство кораблей на Байкале, имеют техническое состояние, которое можно было бы охарактеризовать как - "лучше, чем с завода". Они имеют более толстый метал днища, дополнительный баласт, современные отечественные и импортные двигатели, современное навигационное и спасательное оборудование, и т. д. А вот от старых советских судёнышек оставалось только название , да год выпуска.
P.S. Примерно 1,5 млн. туристов ежегодно посещают озеро Байкал, 20% из них выбирают отдых на катерах, яхтах, круизных судах. И это лучшее доказательство тому, что Байкальский туристический флот популярен, надёжен и безопасен.
Мир удивительных путешествий на озере Байкал с группой туристических прогулочных катеров "ОЛЬМУР" в 2020 году.