Найти тему
Василий Левашов

Урок Мужества от боевого пловца

О старшем мичмане Медведенко, упорно именовавшем себя боцманом, я уже рассказывал. Историй про него в нашей части ходило много. Не казался он ни высоким (хотя ростом был под два метра), ни здоровым (хоть на ладони у него легко умещались две ствольные коробки от автомата Калашникова), а именно что дородным - рыхлый, пухлый, с пузом. Эдакий классический Будда, с весом в центнер с лишним. Как на такого только камуфляж нашли? А если добавить, что с лица этого человека-горы не сходит лукавая, понимающая улыбка - схожесть с дальневосточным божеством получается полная.
Эта улыбка была для всех нас источником многих бед и многих радостей.
Как он появился в нашей части, никто внятно объяснить не мог - ни кадровик, ни даже особист. Зато прославился он
моментально. Как я уже говорил, историй и присказок про него ходило много. Несколько я и расскажу своим постоянным подписчикам и дорогим читателям.

История четвертая
О любви к детям

- Разнарядка к нам пришла, - сказал, получив очередную телеграмму с Самого Верха, наш заместитель командира по воспитательной работе. - Надо выполнять.

Звучало это обреченно. Стали выяснять, что к чему. Оказалось, что нашей части надо отправить человека выступить на Уроке Мужества, который приурочен к очередному военно-морскому празднику. Примечательно, что приказывали направить непременно человека боевого, проверенного, и, не побоюсь этого слова, прославленного. А выступать необходимо было перед кадетами какой-то супер-пупер школы. Ее ученики с морской наукой были на "ты". Причем настолько на "ты", что даже сборную Учебного центра МЧПВ, находящегося в соседнем городе, выиграли на каких-то соревнованиях. Да еще и чуть ли не с сухим счетом. Услышав такой, с позволения сказать, райдер, товарищи офицеры, понятное дело, начали в отказ уходить. Причем все, как один.

Юные моряки - они такие... Их даже Морские волки побаиваются...
Юные моряки - они такие... Их даже Морские волки побаиваются...

- Да какой, на... Урок Мужества, на... - говорили они все, как один. - Мы же, на... Все под нулями, на... Как скажем там, на... Чего-нибудь не того, на...
Замполит, который по воспитательной работе, от этих фраз просто зеленел. Пробовал приказывать, но не тут-то было. Я, кажется, уже рассказывал, по-моему, что в нашем отряде окопались исключительно романтики и бездельники, которым в народном хозяйстве не место. Именно такие вот прожженные военно-морские люди могут, при попытке старшего начальства чего-нибудь им приказать, не сходя с места найти 1000 и 1 причину (директиву, распоряжение, телеграмму, ранее отданное приказание или распорядок занятий, в конце концов), чтоб избежать дополнительной нагрузки. Это не способность, как говорил один мой знакомый Морской волк, это талант!

Пользуясь случаем, напомню
Пользуясь случаем, напомню

Отчаявшись найти кандидата среди достойных, замполит пришел за советом к командиру. После яркого обмена мнениями наш командир и его воспитательный зам решили обратить внимание на недостойных, т.е. на мичманский состав.
- А вот - боцман... отставить, старший мичман Медведенко, чем не кандидат?
- Медведенко? - переспросил замполит. - Это который... а, кстати, как он у нас оказался?
- Я этого не знаю, это до меня было, - тут же отреагировал капдва, командовавший нами в то время. - Но мужик он дельный. Отличиться успел.
И, обратившись к вестовому, сказал:
- Пригласите ко мне старшего мичмана Медведенко, - после чего, подумал и добавил: - Пусть по форме №3 подойдет.
Вид в парадке (где только он подобрать ее смог, на такую-то фигуру), был у Медведенко бравый. Надо отдать ему должное. Справа, как и положено, значки: "Гвардия". "Гробик", свидетельствующий об окончании моршколы ДОСААФ. "Прыгунок", с горделивой надписью "Парашютист-отличник". Под ними "классные" крылья. Слева небольшой иконостас: "За Отвагу". "За Отличие в охране Госграницы" (как нескольким нашим ребятам посчастливилось стать обладателями столь специфической медали - отдельная история). и даже один "Песочек".

Довелось и мне носить такой знак... Горячая эмаль... Клейма... Все дела...
Довелось и мне носить такой знак... Горячая эмаль... Клейма... Все дела...

- Ну? - радостно оглядев вошедшего старшего мичмана, спросил командир у замполита. - Чем он Вам не орел?
Замполит деликатно промолчал. Потому как понимал, что при всем богатстве выбора, Медведенко далеко не лучший вариант. Но при этом и отнюдь не самый худший. Он ведь даже видел у него сборник баллад Франсуа Вийона, по которому боцман французский свой освежал. Не дождавшись ответа, наш капдва воспринял молчание замполита за согласие, и, сославшись на массу неотложных дел, выпроводил замполита и боцмана за дверь.
- Берет отбей, да про Чесменскую битву конспект выучи наизусть, - сказал замполит боцману. - Послезавтра, в 11.30, поедем.
Про Чесменское сражение, которому и был посвящен Урок Мужества, старший мичман Медведенко знал. Равно как и про Второе Пелопоннесское восстание и Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Ведь это все звенья одной цепи. И любой русский военный моряк про славные страницы истории своего родного флота знать должен. Так, по крайней мере, считал старший мичман Медведенко.
Правда, оказавшись через день один на один с аудиторией, состоящей из подростков, он с ужасом понял, что все умные слова из его головы улетучились. Тут-то мудрый совет замполита и пригодился: нервно сглотнув, боцман начал излагать конспект. Настолько прост и гениален был его текст, что мичман поневоле разошелся. В глазах появился огонек, а на губах - та самая, лукавая улыбка, бывшая для нас как источником многих бед, так и многих радостей.

Когда произошло Чесменское сражение? Не помните? Обратитесь ко мне - я подскажу...
Когда произошло Чесменское сражение? Не помните? Обратитесь ко мне - я подскажу...

Отбарабанив конспект, мичман с видом победителя хотел уже покинуть аудиторию. Его намерения, однако, были разгаданы и пресечены на корню повелительным тоном, которым могут разговаривать исключительно пожилые учителя с выдающимся педагогическим опытом:
- А теперь, дети, вы можете задать нашему гостю вопросы!
- А вы - водолаз? - тут же спросила какая-то боевая девчонка с первой парты. Замполит, сидевший на задней парте, сделал страшные глаза. Не успевший ответить боцман Медведенко поперхнулся, и тут же прозвучал следующий вопрос:
- А как стать водолазом? - в аудитории началось оживление, переходящее в гул.
- Не все сразу дети, - растерявшемуся Медведенко, пришла на помощь учительница. - По очереди.
- Как стать водолазом? - переспросил Медведенко. - Водолазом невозможно стать. Им родиться надо. А уже если вода тебя признает, она тебе поможет.
После этих слов в аудитории повисла тишина. Боцман моментально ей воспользовался, подмигнул поочередно учительнице и замполиту, и гордо развернувшись направился к двери. Тут зазвенел звонок, который свидетельствовал о том, что старший мичман Медведенко покинул Урок Мужества непобежденным.