В этой статье приведено сравнение эксплуатации таких классов мототехники как скутер/максисукутер и мотоциклов классической компоновки по различным критериям. Рассчитана на новичков.
Подразумевается что сравниваем мы технику примерно одинаковой кубатуры (а не как многие могли подумать, скутер 50 кубов против какой-нибудь шестисотки!). Сам владел/эксплуатрировал каждый день скутер-тюненый полтинник, потом двухсоткубовый китайский мот. Думаю для сравнения классов достаточно. Описываю именно свои ощущения различий.
Компоновка.
У скутеров двигатель и трансмиссия в самой низкой части рамы и сдвинута к заднему колесу, в большинстве максиков и бак тоже внизу. Благодаря этому Ноги можно разместить впереди, за ветрозащитным щитком. Над двигателем/под сиденьем есть место для багажника. Низкий центр тяжести.
Трансмиссия - вариатор с автоматически центробежным сцеплением, привод ремнем (в большинстве).
Мотоцикл - Бак в самом верху, цилиндры двигателя - вертикально. Трансмиссия - привод цепью/карданом/ремнем. Сцепление механическое/ручное (в большинстве случаев).
Маневрирование: тут все неоднозначно.
Скутер/маскискутер благодаря низкому центру тяжести (т. к. мотор расположен низко и цилиндр (на большинстве 4ч-тактников) наклонен вперед) входит в повороты с меньшим наклоном, и как бы легче рассчитать скорость входа в поворот и наклон в нем, увереннее себя чувствуешь. Менее "валкий" чем мотоцикл классической компоновки. Считаю это безопаснее, это +.
На скутере нельзя держаться ногами за бак. Это минус. Это первое чему учат в мотошколах (кто не знает - для сохранения возможности управлять рулем/направлением движения мотоцикла при нарушении равновесия. В противном случае при боковом проскальзывании или резком торможении - автоматом упираешься в руль обоими руками без возможности повернуть руль для выравнивания траектории). В принципе на максиках можно упираться ногами в платформы, и держаться таким образом. Но вот на малых скутерах так не получится - блокировка колес при резком торможении очень опасна - судорожно хватаешься за руль, траекторию выровнять не сможешь.
Езда по неровной дороге:
у большинства скутеров колеса маленькие + короткий ход подвески + неподрессоренная масса в виде целого двигателя с трансмиссией (на большинстве). Несмотря на это по сухим лесным дорожкам больше понравилось на автоматической трансмиссии, на моте устанешь перещелкивать передачи.
На мотоцикле лучше сглаживаются мелкие неровности.
Удобство бытовой, повседневной эксплуатации: подавляющее преимущество у скутеров.
Это
во-первых вмещаемость багажа. Стационарный запираемый багажник, часто с освещением. Свободное пространство под ногами - можно поставить дополнительную сумку-кофр, можно повесить обычный пакет на крючок, либо перевозить негабаритные вещи (возил стремянку, столешницу XD. Но конечно не по дорогам общего пользования и всего на расстояние полкилометра, в Ашане с дополнительным небольшим задним кофром всегда спокойно закупался)
во-вторых бОльшая ветрозащищенность. Ноги закрыты лобовым щитком, в дождь остаются более-менее сухими. На макси-скутерах еще и большое лобове стекло в базе. А в некоторых еще и печка есть. В общем сильно меньше от погоды зависишь.
в-третьих (но это кому как) - вариатор. На автомобиле - я заядлый любитель механики. Но на мототехнике мне больше нравилось на автомате. Хотя тут причина может таиться в неудобной посадке на моем мото в смысле что лапки КПП и тормоза не находятся "под ногой", приходится немного ослабевать "держание" ногами за бак и чуть-чуть тянуться. На скутере же ноги свободны.
Особняком я еще отметил бы 50-кубовые аппараты для Москвы - можно ездить по полосе общественного транспорта (в правилах есть противоречия - но из раз 10ти когда меня останавливали на автобусной полосе - ни одного штрафа не выписали). Это быстрее и безопаснее.
Надежность/ремонтопригодность/обслуживание.
Несколько раз попадал в ситуации, когда на скутере садилась АКБ. Кик-стартер просто отсутствовал. И на максискутерах его нет. А из-за автоматической трансмиссии с толкача не заведешь. На малокубатурниках (если вы ездите на максималках всегда) вариатор - расходный материал, раз в месяц менял по расписанию)) Точность изготовления китайских запчастей - ппц. Китайская цепь надежнее китайского ремня.
На скутерах чтобы подлезть к двигателю порой надо половину пластика разобрать (на моем было легче - открутить 4 болта сверху).
Это всё минусы. Плюсом для скутеров (большинства) я бы назвал весьма-весьма простое устройство вариатора (я менял за 10 мин) и трансмиссии в целом. И очень большим плюсом - закрытый ремень и отсутствие необходимости смазывать цепь (хотя мото есть на кардане/ремне).
На мотоциклах же движок в большинстве случаев открыт и доступен для ремонта/обслуживания. Не требуется настолько высокая точность изготовления деталей (правильнее сказать: не такой гемор с подбором з/ч), как для скутерных вариаторов и ремней к ним (чуть не такой размер (длина, ширина) ремня, или размер вариатора, или конусность вариатора, или пружины вариатора - и характеристики могут сильно поменяться).
Крутость. Из разряда "чёткие пацанчики на скутерах не ездят", "водителя скутера/максискутера язык не поворачивается назвать байкером", "скутерист мотоциклисту не брат".
Мне лично на это пофиг. Но внешний вид тоже важен для меня. Есть конечно красивые максискутеры - но большинство, по мне так, в сравнении в большинством мотоциклов выглядят не очень.
Но в любом случае - 2 колеса это кайф! : D