Найти тему
История: факты и мифы

5 великих линкоров

Оглавление

Сегодня мы представляем вам пятерку знаменитых линейных кораблей в истории.

«Ваза» (Швеция)

«Ваза»
«Ваза»

Корабль, история которого одновременно трагична и комична, задумывался как «машина войны», предназначенная для обеспечения шведского доминирования на Балтийском море. Король Густав II Адольф лично утверждал проект.

Линейный корабль строили два года, изведя 16 гектаров дубового леса (около тысячи деревьев). Король постоянно навещал стройку, на которой трудились 400 человек, выбирал отделку, указывал, где ставить пушки. Результат должен был получиться потрясающим — настоящий королевский корабль.

★ 20 августа 1628 года гордость шведского флота была спущена на воду напротив королевского дворца в Стокгольме. Густав II Адольф не смог присутствовать при этом торжественном моменте — он был в Пруссии. Отсалютовав провожающим бортовым залпом, «Ваза» прошел по бухте около полутора километров, после чего сильно накренился, зачерпнул воду орудийными люками и на глазах у всех пошел ко дну. Хотя это произошло рядом с берегом, погибло несколько десятков человек.

Как выяснилось, корпус оказался слишком узким, центр тяжести располагался слишком высоко, а Густав II Адольф настоял на том, чтобы на корабль поставили слишком много пушек. Точно вычислять расположение орудийных портов над ватерлинией без спуска корабля на воду научились только в 1660-х. В середине XX века шведы подняли свой утонувший шедевр и превратили в музей.

-2

HMS Victory (Великобритания)

Этот корабль первого ранга Королевского флота Великобритании строился 6 лет — с 1759-го по 1765-й год. После чего ждал своего первого сражения еще 13 лет, до французско-британского конфликта связанного с независимостью американских колоний. Виктори был избран флагманским кораблем Флота Канала, который охранял английские берега.

-3

★ В 1805 году, на борту с великим адмиралом Горацио Нельсоном, Victory прославился в Трафальгарском сражении. Сражение завершилось разгромом французов, но адмирал погиб. Корабль Victory был вынужден вступить в абордажный бой с французским Redoutabfe. Один из стрелков противника на мачте заметил Нельсона на палубе, и метким выстрелом устранил адмирала.

После 1812 года Victory не применялся в сражениях и в итоге стал прототипом для более десяти других кораблей, большинство из которых строилось для российского флота. В настоящее время он стоит в старом доке Портсмута.

HMS Victory
HMS Victory

«Азов» (Россия)

Спущенный на воду в 1826 году линейный корабль стал последней работой знаменитого русского кораблестроителя Андрея Курочкина. Первым капитаном «Азова» стал первооткрыватель Антарктиды Михаил Лазарев, а в числе офицеров корабля значились будущие адмиралы: Павел Нахимов, пока в чине лейтенанта, мичман Владимир Корнилов и гардемарин Владимир Истомин.

«Азов»
«Азов»

★ Помимо отличной функциональности, «Азов» считался еще и одним из самых красивых кораблей российского флота того времени. В 1827 году в составе союзной англо-франко-российской эскадры «Азов» принял участие в Наваринском сражении. Ведя бой одновременно с несколькими противниками, русский линейный корабль смог потопить три вражеских фрегата, вынудил один корвет выброситься на мель, а также сжег турецкий флагман — 80-пушечный «Мехаррем-бей»! Сам «Азов» получил 153 пробоины, причем семь из которых — ниже ватерлинии. Серьезно пострадал такелаж, вражескими ядрами были перебиты все мачты, стеньги и реи, прострелены паруса. Погибли 24 человека, были ранены 67 (из них шесть офицеров).

Корабль впервые в истории получил кормовой адмиральский Георгиевский флаг и вымпел. Далее «Азов» продолжал действовать против турок, три года проведя в затяжном походе, вдали от баз. Из-за накопившихся за это время повреждений в 1831 году героический корабль пришлось разобрать.

«Петр Великий» (Россия)

В процессе строительства новый корабль имел крайне неброское название — «Крейсер». Однако ко дню 200-летия Петра I, в мае 1872 года, его переименовали в память о великом императоре. Имя вполне подходило для своего времени броненосец был одним из самых мощных и грозных кораблей в мире.

Вот только по иронии судьбы, вступить в бой ему так ни разу и не пришлось. Уже близка была эпоха соревнования между великими державами, когда корабли устаревали, не успев сойти со стапелей.

«Петр Великий», к счастью, не постигла такая судьба. Он предпринял несколько дальних походов в Балтийском и Средиземном морях, обозначая российское военное присутствие в этих водах. Но чем больше проходило времени, тем больше оборудования на корабле нужно менять — от ходовых машин до орудий.

Гонка перевооружений закончилась к 1908 году, когда уже окончательно устаревший броненосец превратили в учебное судно для подготовки артиллеристов. В годы Первой мировой войны «Петр Великий» стал плавбазой для российских субмарин. Революция застигла его в Ревеле (нынешний Таллин), где он едва не оказался брошен и затерт льдами. В 1921 году некогда грозный корабль окончательно разоружили и превратили в блокшив — плавучий склад для мин. В этом качестве он принял участие в Великой Отечественной войне, пережив несколько серьезных бомбежек. В 1959 году его списали и демонтировали.

«Микаса» (Япония)

Эскадренный броненосец «Микаса» был построен на английских верфях и отличался от большинства собратьев по классу усиленным бронированием. При этом из всех шести японских линкоров именно этот славился лучшими мореходными качествами.

★ Неудивительно, что во время Русско-японской войны именно «Микаса» стал флагманом. Бой в Желтом море 10 августа 1904 года оказался для него неудачным — корабль получил 22 попадания, которые вывели из строя орудия главного калибра и убили 32 человека. Однако к Цусиме «Микаса» был уже снова в строю и смог там попортить немало крови русским морякам, выпустив по нашим кораблям 124 фугасных снаряда. Впрочем, и сам японский флагман получил около 40 попаданий, потеряв 18 человек убитыми и 105 ранеными.

Но главные неприятности ждали его впереди, и не в бою. В ночь с 11 на 12 сентября 1905 года на японском броненосце взорвался кормовой погреб и корабль затонул. В следующем году его подняли, и в Первую мировую он патрулировал побережье. В 1921 году, уже будучи кораблем береговой охраны, «Микаса» налетел на камни недалеко от Владивостока. После этого его отбуксировали в Японию и поставили на вечную стоянку в специально вырытом котловане, превратив в музей. Благодаря этому мы имеем возможность «вживую» увидеть, какими были броненосцы до эпохи дредноутов. Больше их не сохранилось.