Найти тему

Критика – не обратная связь

Стараюсь не использовать понятие «критика». Даже если речь о положительной коннотации с намерением сделать мир вокруг лучше. Больше нравится формулировка «обратная связь». Это разные понятия, но у конструктивной критики и обратной связи много общего. Какие признаки у обратной связи?

  • Цель обратной связи — помочь, а не контролировать или манипулировать.
  • Должна продвигать и побуждать к желаемому действию.
  • Основывается на личных наблюдениях и фактах.
  • Допускает описание собственных чувств.
  • Не должна выражать критичное отношение, а содержать только информацию.
  • Должна затрагивать не саму личность, а только слова и действия.
  • Должна демонстрировать человеку уважение и право на личную позицию.
  • Нужно говорить от первого лица: «Я воспринимаю твои действия как…»
  • Нельзя обобщать, нужно говорить про конкретную ситуацию.

Когда даем обратную связь, делаем акцент не на том, что плохо, а на том, что хорошо и что можно улучшить. Критиковать конструктивно может не каждый. Это определение само по себе сложное для детей. Оно создаёт эмоциональное давление, которое может трансформироваться в обиду, злость, протест или подорвать самооценку так, что отобьёт желание делать что-либо.

Встречаю довольно много курсов и практик по развитию личности, умению вести переговоры, доносить нужную информацию до коллег или клиентов. Чаще всего лекции, книги и тренинги адресованы взрослым людям. И нередко тем, кто занимает руководящую должность.

Конечно я читала статьи о молодых руководителях. Но какая же это грандиозная пропасть во времени – общение в школе и общение по рабочим вопросам. Почему бы нам не набрать в корзину (предпраздничные распродажи в помощь) пару-тройку книг про взаимодействие между людьми и не начать транслировать идеи эффективной коммуникации уже в начальной школе?

Можно сказать, это очевидно. Благие дела мы с и без того делаем, что про это говорить? Но тогда почему так часто мы сталкиваемся с подавленными обидами и агрессией у детей и уже у взрослых детей? Которые, нужно сказать, живут не в самое простое время.

Вы читали комментарии, которые люди оставляют друг другу в социальных сетях по дискуссионной (и не очень) теме? Это же облачное хранилище негатива! И кстати, даже в комментариях у «детских блогов» все эти взрослые/приличные/умные/уважаемые (нужное подчернуть) люди пишут жестокие вещи. У меня пока нет детей. Но вещать «c высоты своего полета» в адрес ребёнка – некорректно и запредельно. Вещать некорректно – запредельно не только в адрес ребёнка.

Зачем множить желчь? Зато я неплохо знаю современный сленг. И когда меня «бомбит», предпочитаю промолчать. Точнее, вымолчать время. Потом отпускает. Всегда. Дискуссия – это хорошо. Речь исключительно про «зашквар».

Теперь выходим из онлайна в офлайн. Хотя без помощи информационного пространства не обойтись. Новости. Буллинг в школе. Конфликты между учениками. Конфликты между учениками и учителями. Конфликты между учителями и родителями. Неблагоприятные последствия для психики. Трагические последствия для жизни и жизней. И нужно понимать, что в основе лежит не «холодная молчаливая война». Конфликты между людьми начинаются со слов, которые мы в состоянии выбирать и фильтровать (особенно когда пишем что-то кому-то).

Конфликты начинаются с «плохой» критики. Ведь критика это, по сути, что? Способ донести то, что нам не нравится и то, с чем мы не согласны.

Возвращаясь к началу. Не претендую на использование и закрепление формулировки «обратная связь». Но транслирую идею изменить смысл, посыл и направление. Пусть фокус внимания будет направлен на возможности человека и благодарность. Прошу прощения за экспрессию.

В тексте использованы материалы из книги «Я — лидер нового поколения».