Найти тему
Анна Ульман

Норман Роквелл художник, которого любят все!

Норман Роквелл американский художник, который лучше всех изобразил Американские мечты. Как художник добился успеха? Как смог помочь американским солдатам во Второй Мировой Войне? Какая трагедия произошла в его семье? Почему Джордж Лукас и Стивен Спилберг любят картины Роквелла?

Совсем недавно я узнала о таком известном художнике, как Норман Роквелл. Какие‑то репродукции его работ, конечно, встречались мне и раньше, но я не придавала им значения. Сейчас же его иллюстрации просто восхищают меня! Сколько мастерства и как оптимистичны его сюжеты.

Этот художник оставил после себя огромное количество работ, около четырёх тысяч рисунков и картин. На этих картинах сюжеты из повседневной жизни обычных людей. Норман Роквелл относился к реалистичному направлению, изображения, которые он создавал, очень точны, скрупулезно прописаны, фотографичны. Каждая деталь на изображении несёт определённый смысл; когда смотришь на героев, то понимаешь, насколько художник относится с симпатией и любовью к своему персонажу.

Норман родился 3 февраля 1894 году в Нью-Йорке. Его отец был менеджером в текстильной компании, мать обычной домохозяйкой. Норман был вторым ребёнком в семье, у него был старший брат Джарвис. Будучи ребёнком Норман много рисовал, любил придумывать сюжеты для своих картинок. К 14 годам мальчик бросил школу и поступил в Нью-Йоркскую школу искусств. В свои 15 лет юноша был достаточно известен и рисовал рождественские открытки на заказ. К 17 годам, поступив в Академию дизайна и искусств, начал свой длинный творческий путь. Учился Роквелл успешно и быстро, освоил все технические приёмы в иллюстрации. Не окончив Академии, сотрудничал с молодёжными журналами, рисовал иллюстрации на заказ. В 19 лет Норман — главный редактор и художник популярного журнала бойскаутов «Boy's Life», а в 1916 году он открывает собственную студию в Ла Рошелль, в пригороде Нью-Йорка.

В 22 года он создал первую журнальную обложку для издания "The Saturday Evening Post." Для этого журнала художник нарисовал около 320 обложек, его сотрудничество с редакцией длилось пять лет. Читатели "Saturday Evening Post" восхищались талантом Рокуэлла. Он сумел обыграть самые обыденные моменты жизни в романтические заветы американской жизни, несмотря на то, что в страна переживала непростой период Великой Депрессии.

Роквелл рисовал свои картины по-режиссёрски. Он сначала придумывал сюжет в голове, когда тема ясно виделась — начинал искать моделей. В основном ему позировали родственники и знакомые, художник тщательно подбирал одежду и обстановку. С 1930-х годов Норман нанимает фотографа, который делает снимки с натурщиков и постановки. Для одного полотна использовалось порой до ста снимков.

Давайте рассмотрим одну из его картин «Проигравшие». На переднем плане сидят три юных девушки, которые остались в зале после игры. Художник передаёт чувства тонко и достоверно, у каждой героини свой букет эмоций на лице. Это вызывает улыбку у зрителя и симпатию к болельщицам, а к проигравшим нет никакого сочувствия.

Художник рисовал не только такие миленькие сцены. Его интересовала жизнь вокруг, и он выражал довольно смело свою гражданскую позицию. Он не боялся показывать проблемы своей страны, которые его глубоко волновали.

В 1943 году Норман, вдохновлённый известной речью президента Рузвельта, написал цикл картин посвящённых свободе. В него вошли «Свобода вероисповедания», «Свобода слова», «Свобода от нужды», «Свобода от страха».

В картине «Свобода вероисповедания» автор рассказывает, что каждый человек имеет право на ту веру, к которой он склонен. Перед нами группа людей, изображённых в профиль, каждый из них в молитвенной позе. Мы понимаем, что это верующие разных конфессий, возносящие свои молитвы Богу, и это их объединяет, а не разобщает.

В картине "Свобода слова" он показывает, что каждый человек имеет право свободно говорить, и что за это его не лишат свободы. На холсте изображён мужчина, который решил высказаться и встал со своего места. В кармане его куртки скрученная брошюра, рука покоится на перилах, рот открыт, когда он высказывает своё мнение. Вокруг него сидят люди и с любопытством смотрят на него, позади находится чёрная доска.

Между тем "Свобода от нужды"это культовый образ Америки. Семья собралась на праздник Благодарения, все сидят вокруг стола, все оживлённо разговаривают и шутят. Пожилая женщина и её муж стараются уставить огромную индейку на стол и приступить к раздаче угощения. Картина написана очень ярко и светло, создаётся ощущение что герои светятся от счастья.

Картина "Свобода от страха" трогает любого человека до глубины души. Сюжет довольно серьёзный, страх за будущее своих детей, любого родителя это пугает. Что же надо для счастья? Вы видите на изображении спящих детей, возле них родители. Женщина нежно поправляет одеяло сыновьям, а отец задумчиво смотрит на своих

Из этих работ художник составил выставку "Четыре свободы", с которой объездил всю Америку и собрал 132 миллиона долларов. Все доходы от выставки Роквелл отдал на нужды американских солдат, воевавших на фронте.

После войны Роквелл продолжал работать. Одна из картин на гражданскую тему — «Застольная молитва» — покорила американскую публику. На этой картине художник смог передать изменения в обществе. Перед нами сидят бабушка и внук, они молятся перед приёмом пищи, а два парня, соседи по столику, с любопытством рассматривают их.

"Застольная молитва", 1951 г.
"Застольная молитва", 1951 г.

✨Именно картина «Застольная молитва» в 2013 году ушла с молотка за 46 миллионов долларов, заслужив титул самого дорогого произведения американского реалистического искусства.

Норман был женат трижды. С первой женой брак был недолгий, со второй женой, Мэри Барстоу, они прожили дольше и в этом браке родились трое сыновей. Но Мэри страдала тяжёлыми депрессиями. Семье пришлось переехать в Стокбридж из‑за её болезни, там супруга лечилась в психиатрической больнице до конца своих дней. Для художника это было трудное испытание. После смерти жены Роквелл был разбит и растерян. Чтобы как‑то развеяться, художник решил написать свои мемуары. Для обложки создал картину на которой изобразил себя за работой. Спустя два года Норман женился на Молли Пендерсон, его жена была в прошлом учительницей, но на момент знакомства вышла уже на пенсию. Часто соседи видели, как пара вместе каталась на велосипедах.

Картина "Проблема с которой мы все живём", созданная в 1964 году, стала переходным этапом в жизни художника. (Роквелл заканчивает свою работу в «The Saturday Evening Post» и начинает сотрудничать с журналом «Look», где он показывает своё мнение на общественные проблемы через свои полотна.)

На этой картине изображена реальная маленькая девочка Руби Бриджес, которая 1960 г. пошла в белую государственную школу в Новом Орлеане. Школьница идёт на учёбу, а вокруг неё взрослые мужчины, сопровождающие девочку в целях безопасности. Задний фон довольно красноречиво говорит об отношении белых людей к чернокожим. Эта картина вызвала огромный резонанс в обществе.

На тот момент на юге США была расовая сегрегация. Расовая сегрегация в США — отделение белого населения США от иных этнических групп (главным образом чернокожих и индейцев). Осуществлялась через различные социальные преграды: раздельное обучение и воспитание, разграничение посадочных зон (белые — сидят впереди) в общественном транспорте и так далее.
Википедия

Известный режиссёр Джордж Лукас коллекционирует картины Нормана Роквелла. Он вспоминает, что в детстве с нетерпением ждал выхода нового выпуска журнала: "The Saturday Evening Post». Ещё ребёнком фантазировал и придумывал свои истории, разглядывая иллюстрации Роквелла. Лукас считает, что картины Роквелла положительно влияют на сознание юных зрителей. Они расширяют границы существующей вселенной и, взяв карандаш или маркер, каждый может создать свой мир. Поэтому надо как можно чаще приводить в пример истории, показанные у художника. И это не пустые слова, режиссёр пожертвовал в музей Роквелла 500 000 долларов на создание образовательных программ.

«Когда вы смотрите на картины Роквелла, вы немедленно понимаете, что видите что-то своё, это трогает вас и очень важно для рождения вдохновения. При этом неважно кто вы и откуда, это нечто общее, объединяющее». Джордж Лукас

Норман Роквелл скончался в 1978 году. До конца своей жизни художник оставался полон творческих сил, юмор его никогда не иссякал, он как юнец интересовался всем, что окружало его.

«Секрет многих художников-долгожителей в том, что каждая картина для них — это новое приключение. Так что, вы видите, они всегда смотрят вперед, ожидая чего‑то нового и захватывающего. Секрет в том, чтобы не оглядываться назад». Норман Роквелл

Стивен Спилберг — также страстный поклонник творчества Нормана, в его коллекции собралось не мало картин. Спилберг и Лукас решили организовать выставку в 2010 году, посвящённую творчеству художника.

🖐Если есть среди моих читателей те, кто, так же как и я, обожает иллюстрации Роквелла и знает достоверные источники на русском языке, прошу откликнуться и поделиться этой информацией!

----------------------------------------------------------------------------

Больше историй из мира искусства читайте в моём телеграм канале

Подписывайтесь на мой YouTube-канал

И, конечно же, подписывайтесь на мой канал в «Дзене»