На Востоке всегда боялись и боятся «потерять лицо». На протяжении нескольких десятилетий Аэрофлот был визитной карточкой Советского Союза, лицом огромной страны. В последние годы авиакомпания признается победителем во многих номинациях самых разнообразных отечественных и зарубежных премий, конкурсов. Но что стоит за этим, и какое оно сегодня – реальное лицо главного российского авиаперевозчика? Возвращение в Москву из далекой страны было долгим, и я случайно разговорился со стюардессой, уже не юной девочкой, но вполне милой и обходительной дамой бальзаковского возраста. В немного усеченном варианте, дорогие друзья, я вам поведаю ее историю.
Когда я 18-летней девчонкой пришла в Аэрофлот, а было это в 90-х годах прошлого столетия, то первое, что услышала на своем самом первом разборе, было: «Вы – лицо Советского Союза за рубежом! Помните об этом везде и всегда». Ощущения были неповторимыми и волнительными, тем более, все девочки того времени были под сильным впечатлением от фильма «Мимино», где стюардессы казались почти богинями: красавицы в белом. Потому очень многие мечтали связать свою судьбу с Аэрофлотом. Работали мы отлично, руководство относилось к нам с вниманием, а пассажиры – с уважением, зарплата была соответствующая – приличная. За минувшие почти три десятилетия поменялось очень многое, да и повидали мы немало. Но то, что происходит с ведущей авиакомпанией страны сегодня, это просто за гранью. С приходом нового руководителя г-на Савельева, в корне изменилось все. Попробую объяснить все по порядку. Начнем с пассажиров, которые, кстати, за последние годы тоже сильно изменились. Отличительная особенность дня сегодняшнего – большое число жалоб. Свое недовольство пассажиры выражают практически по любому поводу: начиная от качества кресел, заканчивая шумом в салоне. И питание не то, и сексуальная ориентация бортпроводников их беспокоит. Происходит же все это не только из вредности и придирчивости пассажиров, руководство авиакомпании способствует процессу.
Дело в том, что при регистрации в аэропорту людям, пользующимся услугой «Аэрофлот/бонус», прямым текстом говорят: «Пишите жалобы на работу бортпроводников – получите «мили»… При поступлении жалобы, а она, почти в 100 процентах случаев, признается обоснованной, в результате чего бортпроводник ежемесячно теряет 10-15 тысяч рублей. Далее его лишают премии за квартал, а это – еще, у кого 10, а у кого 50 тысяч рублей.
Еще одно нововведение нынешнего руководства, так называемый «личный вклад», - некий инструмент воздействия на бортпроводников. Начисляется он на МКК один раз в год и складывается аж из 17 пунктов: налет часов, наличие «больничных», оценка по языку, «зачеты», благодарности и т.д. Максимально расчеты производятся из расчета 200 рублей за час полета, средний показатель – 170-190 рублей. То есть, при налете в 75-80 часов в месяц, сумма получается около 15 тысяч рублей, плюс-минус. Однако в случае «залета», эти деньги с бортпроводников снимают.
Ну а если на тебя есть еще и жалоба, то снимают со стюардов не только «личный вклад» плюс 2 премии, но и негласно переводят на «Союз» (так в нашей среде называются внутренние перелеты) на 3 месяца. И почти всегда сокращается сам налет, соответственно, зарплата тоже. Так, видимо, господин Савельев, экономит фонд заработной платы.
Кстати, суточные (святая святых) нынешний руководитель сократил со 100 процентов до 30, мотивируя это тем, что нас за рубежом всегда кормят. И выдавать суточные стали не в заграничных аэропортах, как было всегда раньше, а включают их в зарплату в графе «компенсация разового характера», причем в рублях по курсу ЦБ и с удержанием 13-процентного налога.
Несколько лет назад у нас ввели новую оплату труда. Обещалась «прибавка», а получилось как всегда – «убавка». До принятия этого нововведения нам платили за дальность полета (свыше 8 часов) по маршрутам, например, Гавана, Лос-Анджелес, а также за количество рейсов в месяц. Можно сделать 80 часов 6-7-ю рейсами, а можно и 18-ю («развороты» без командировок). Так вот, раньше после 7-го рейса были доплаты за количество и за 15-18 добавляли по 13-14 тысяч к зарплате. Отменили.
Переобучение – тоже особая тема для разговора. До прихода Савельева все бортпроводники были обучены работе на всех типах российских и иностранных воздушных судов. Сегодня, если тебе 43 года и выше, то попасть на переобучение для работы на большой технике – не судьба, даже независимо от того, сколько иностранных языков ты знаешь и какой за плечами опыт. Приходящие на работу бортпроводников молодые девочки и мальчики сразу же получают допуск на так называемые большие самолеты и без проблем летают и в Токио, и в Америку. Нам же, опытным, заслуженным, но в возрасте, приходится довольствоваться «разворотами», без всяких дальнейших перспектив. Старые кадры никому не нужны, и нынешнее руководство делает все возможное, чтобы поскорее от нас избавить ведущую авиакомпанию России.
Президент страны Владимир Путин периодически говорит о том, что «пенсионеров необходимо переобучать и давать им возможность достойно работать». Но господин Савельев не очень внимательно, видимо, следит за выступлениями главы государства. Ему некогда. Ну а то, как летает сам Савельев и его ближайшие родственники – это отдельный разговор. Смотрится, как король со свитой. У руководителя Аэрофлота есть свои «бригады» стюардесс, которые всегда летают с барином и его приближенными. Перед вылетом в диспетчерской всегда проходит, извините за выражение, полный шмон: не дай Бог, не то лицо будет сопровождать в полете самого! А ведь хорошо помню, что при Валерии Михайловиче Окулове такого не было. Тот летал себе спокойно на 1 «А» и никогда не занимался такого рода селекцией.
График работы. В недалекую бытность присутствовали нормы полетов: в месяц, в год, время отдыха в базовом и заграничном аэропорту. Все было расписано: как дальность полета и смена часовых поясов влияют на здоровье. Сегодня же контролируют в основном максимальный налет часов в месяц, скорее всего, чтобы не платить за «переналет». Например, можно прилететь из Нью-Йорка (минус 8 часов), попасть во Владивосток (плюс 8 часов). Летчики, к слову, на маленьких аэробусах выполняют по несколько рейсов в день (Шереметьево – Питер – Шереметьево - Киев, 3-4 часа ночевка и опять в Шереметьево). То есть, налета часов нет, а в день - 2-3 посадки. С недавних пор начали набрать в штат иностранных пилотов и ввели новый бюллетень – нам всем приказано (!!!) разговаривать только на английском языке. Все потому, что некоторые зарубежные летчики попросту не владеют русским. И это – командир воздушного судна. Бригадиры на таких рейсах испытывают большую моральную нагрузку, ибо не все владеют английским в совершенстве.
Довольно странная ситуация у нас в Аэрофлоте складывается и с отпусками бортпроводников. Очень многие не отгуляли положенные им по КЗОТу дни, от 30 до 100. Плановые отпуска дают в основном по 28 дней (2х28=56), когда по закону полагается 70 дней в году. Если вдруг кто-то наберется смелости и подаст заявление на 35 или 42 дня, его, конечно, подпишут, но попадание в «черный» список гарантировано: вернувшись на работу после отдыха, бортпроводник попадает либо на «короткие» рейсы, либо – «Союз». Подобное положение дел руководство объясняет всегда производственной необходимостью.
Рассказываю это все, потому что наболело, потому что обидно за действительно великую компанию Аэрофлот, куда я пришла еще молоденькой девочкой, потому что жалко ребят, которые терпят все эти унижения со стороны руководства и готовы терпеть дальше, чтобы не лишиться работы. А ведь бортпроводники – это лицо авиаперевозчика, страны, в конце концов. Им каждый день приходится работать с людьми, обеспечивать в полете их комфорт и безопасность. Скажите, как сохранять улыбку на лице, когда в душе скребут кошки, когда постоянно испытываешь моральный и психологический дискомфорт, давление сверху? Рассказываю я все это еще и для того, чтобы там, наверху, может, кто-то услышит: бортпроводники Аэрофлота сегодня бесправны! Совсем! Перед руководством, перед пассажиром, который при любой спорной ситуации может тебя оскорбить, ударить, засудить. У нас уже не осталось никаких прав, хотя обязанностей – миллион!