В комментариях была дискуссия, может ли человек поменяться очень сильно, например, чтобы мягкий и эмоциональный мужчина стал суровым и жестким.
Я лично придерживаюсь принципа, что любой человек может стать другим по характеру. Мне возразили, что это заблуждение.
Типа, никто не отменяет упорство и труд, но одаренность и врожденные способности это не заменит, и раз ты не умеешь летать, то и не сможешь. Поэтому профессиональные тренеры выбирают одаренных детей со склонностями к нужной деятельности и растят их.
Я считаю это опасным заблуждением, потому что у терминов "одаренность" и «врожденные способности» нет точных определений. Кто и как измеряет одаренность и врожденные способности? В каком-то возрасте склонности проявляются, но были ли они врожденными или нет — неизвестно.
Приведу хорошие аргументы.
1. Интеллект не является врожденным
Есть очень известное исследование, в котором в школе «перепутали» умных и глупых.
Сделали следующее: ученики в классе написали тест на интеллект, но их результаты случайным образом перемешали. Учителей попросили хвалить тех, кто оказался "умными" и критиковать тех, кто оказались "глупыми". Результаты всех удивили: «умные» показывали хорошие оценки и результаты, а «глупые» косячили и делали много ошибок, несмотря на то, что "умных" были глупыми, а часть "глупых" были умными. Просто глупых хвалили, от чего они старались больше и становились лучше. А умных гнобили, от чего они становились всё хуже и хуже.
Вывод: на "одаренных" детей влияют тренеры, чем больше человека хватят, тем он становится "одареннее", и наоборот, человек может быть очень талантливый, но тренер или родитель в упор этого не видит, и ругает, ругает, от чего ребенок реально становится глупее и хуже.
2. Склонности не являются врожденными
Есть прекрасная книга "Гении и аутсайдеры", в которой автор провел много исследований "успешных" людей из всевозможных профессий — юристы, айтишники, спортсмены, бизнесмены и т.д. Он сделал вывод — гениальности и одаренности не существует, это просто навык, который развивают, и который частично зависит от случайного стечения обстоятельства, подкрепленный тяжелой работой.
Приведу пример оттуда: в США тестах по математике часто побеждают выходцы с дальнего востока — китайцы, корейцы, сингапурцы. Это известный факт.
Стали выяснять, почему:
а) на Востоке слова, обозначающие цифры, крайне просты в звучании, ими легко оперировать. Китайские дети уже в 4 года спокойно считают до 40-50. Американец в 5 лет считает до 15. Китайский язык более предрасположен к арифметическим операциям. Почему? См. далее.
б) в Китае и подобных странах жизнь простых людей зависит от риса и рисовых полей. Их обрабатывать очень сложно и тяжело, это требует точных подсчетов, как где и куда лить воду, как распределять рис, и просто нужно очень много времени, чтобы всем этим заниматься. Пшеницу в Европе растить намного проще. Китайцы в год тратят 3000 часов на обработку урожая, это в 20 раз больше, чем у европейских крестьян. Т.е. китайцы более трудолюбивы и более предрасположены к точным маленьким действиям.
Итого: простота мышления + большой труд = успех. "Талант" восточных ребят обеспечен не их врожденными способностями, а особенностями воспитания и культуры.
Резюме
Никто понятия не имеет, что такое талант и одаренность. Иногда это случайность, иногда труд, иногда генетические особенности. Более того, это очень сильно зависит от восприятия конкретных людей. Во власти экспертов и тренеров сделать из кого-то таланта, а из других — неудачников. Не существует единой теории воспитания и характера, которая бы точно определяла таланты от рождения.
Я считаю, что нужно слушать самого человека, который хочет чем-то заниматься, и не мешать ему. Будь то развитие профессиональное или личностных черт.
Конечно, склонности есть! Но нужно в первую очередь верить самому человеку, если он хочет двигаться в другом направлении, не нужно мешать ему и считать, что у него "талант в другом".
-----------------------
Еще интересные статьи:
1) 3 привычки для развития железной дисциплины
2) 3 ситуации, в которых нельзя слушать женщину