Совсем недавно проблемой было, чем накормить и во что одеть ребенка.
Сейчас все намного круче.
Очень серьезная (утрирую) проблема родителей - как бы качественнее ребенка до школы развить.
Ну впрочем качественно развить ребенка естественным путем - это очень хорошо.
То есть:
- общаясь с ним,
- объясняя ему его эмоции, помогая их переварить,
- читая книжки в семейном кругу,
- откликаясь на добровольное желание помочь по хозяйству,
- устраивая прогулки и встречи с друзьями,
- отвечая на его бесконечные вопросы,
- просто любя его и проявляя ему необходимое внимание в моменте,
- давая простор его любознательности, не забывая, конечно, о безопасности,
- поддерживая адекватно его самостоятельность,
- наблюдая за ним, с интересом ожидая, какие таланты в нем проявятся и раскроются сами, а потом мягко способствуя их развитию,
- всячески утверждая и уважая его уникальность.
На все вышеперечисленное нужно недюжинное количество физических сил, времени, психических ресурсов.
Это как бережная забота садовника о посаженном в землю семечке. Он рыхлит и поливает землю, защищает от палящего солнца, удобряет и, терпеливо наблюдая, ждет всходов, укрепления ростка и его роста и развития. Красиво? Вы так растите ребенка?
А теперь представьте себе, что садовник суетливый, бегает туда-сюда и через забор подглядывает к соседям, как там их ростки, большие уже, крепкие, зеленее, чем у него? Он нетерпеливый и гоним диким желанием похвастаться перед другими плодами своего труда, причем не от души, а именно желая быть лучшим, самым неподражаемым садовником на свете. И вот, чтобы его растение было самым-самым, он начинает поливать его чаще (заливать), тянуть его за росток, чтобы было выше, обставляет его вокруг лампами, считая, что солнца ему мало, и все приговаривает: расти быстрей, расти быстрей...
Что будет с этим ростком? Да он загнется на корню, не вынесет тяжести возложенных на него надежд и требуемых с его стороны усилий.
Спросите себя, только честно, не трясетесь ли Вы также над своим чадом-дошкольником? И если да, ответьте, что или кто заставляет Вас так поступать? И еще. Ваш малыш активен, радостен, счастлив? Или вял и переутомлен, плаксив? Сколько кружков он посещает. Все ли он выбрал сам, справляется ли? И как Вы это определяете?
Скажу откровенно для моих двоих сыновей - дошкольное детство было временем их полного детского отрыва. Я совершенно сознательно не отдавала их ни в какие развивающие кружки. Конечно, по мере их желания и сил мы с ними читали, занимались творчеством, играли в игры, но все это было никак в строгом порядке не организовано. Потому что психика дошкольника еще очень чувствительна, нежна, способна переносить только очень небольшую нагрузку и постоянно нуждается в перезагрузке: дневном сне, смене деятельности, акцентировании на процессе, взаимодействии и удовольствии, а не на результате.
И сколько же знакомых родителей к моему недоумению, грусти и сочувствию к их детям, рассовывали своих детей по нескольким кружкам. "Ребенок должен быть всегда занят, чтобы времени на дурь не оставалось", "У Петровых сын уже в соревнованиях по каратэ участвует, у него уже черный пояс", "Вот паразитка, букварь учить не хочет, довела меня вчера до белого каления", "Пусть походит, хоть немного усидчивости наберется".
Все это страшно слушать.
Дошкольное детство - это самое время для веселой активности, непослушания, радости, дурачества и неорганизованности (не путать с отсутствием режима, четко повторяющийся режим сна, активности и приема пищи должен быть у любого ребенка, но соблюдать его нужно также ненавязчиво, играючи, не заставляя).
Активности требует тело ребенка, которое интенсивно растет, развивается, наращивает мышечную массу.
Активности и непосредственности, желания разом охватить весь мир требует познавательная деятельность, развивающаяся нервная система, мозг.
В дошкольном возрасте организм и мозг ребенка совершает сам по себе титаническую работу, поэтому очень чревато устраивать ребенку перегрузки в этот момент.
А как же готовность к школе, спросите Вы? Как же готовить?
А специально никак готовить и не надо, если Вы с рождения ребенка и до семи лет нормально и правильно эмоционально с ним общались, были внимательны к его потребностям, показали ему, что он способен многое делать сам, привили ему доверие к миру, научили его осознавать свои базовые потребности и говорить о них, доброжелательно взаимодействовали с ним.
Главный компонент психологической готовности ребенка к школе - это любящий, спокойный, уверенный в своем ребенке родитель. Ребенку крайне важно, что транслируют о нем ему же своим отношением родители.
Читать, считать, писать, петь - всему этому ребенка научат в школе.
Но успешен он будет в освоении школьной программы только в том случае, если у него развиты следующие качества и способности, в основе которых лежит эмоциональное, а не умственное развитие.
1. Уверенность в себе, в своих способностях, своем теле и в том, что взрослые помогут.
2. Любознательность.
3. Преднамеренность или целеустремленность - желание двигаться к цели, добиваться результата (с муштрой дошкольника это никак не связано - просто созревает мозг, и такая способность начинает проявляться у ребенка сама собой - например, желание достроить дом из конструктора, пройти уровень игры до конца, дочитать с мамой книжку до последней страницы и прочее).
4. Самоконтроль. Способность слушать взрослого и выполнять его просьбы, останавливать и откладывать свои поступки и деятельность.
5. Ощущение связанности с другими, взаимопонимания, стремление к контакту. Умение устанавливать и поддерживать желаемые дружеские и детско-взрослые контакты.
6. Способность к общению. Желание речевого общения с другими, стремление к нему, доверие к миру, способность выразить совами свои чувства.
7. Взаимопомощь.
Все вышеперечисленное в зависимости от степени проявления и развития будет способствовать или препятствовать приобретению и усвоению знаний.
Поэтому крайне важно с рождения ребенка иметь с ним постоянный здоровый эмоционально-речевой и физический контакт, а не перепоручать его опытным тренерам, руководителям кружков, репетиторам.
Знания всегда можно освоить, а вот развитие эмоционального интеллекта во многом определяется детством человека и характером его взаимоотношений с родителями.
Если нормальное эмоциональное общение ребенка и родителей было сознательно или несознательно нарушено, это с большой вероятностью приведет в дальнейшем к достаточно серьезным проблемам в сфере обретения и использования на практике полученных знаний.
Ну так что? Ваш ребенок готов к школе?
Осознанности Вам и добрых психологов в помощь!
Ваш психолог Евгения Спиридонова!
Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Я Вам очень рада!
Фото взяты с бесплатных фотостоков.