Найти в Дзене
НАСЛЕДИЕ

Антисемитизм в царской семье. Князь Сергей Александрович Романов

Современная православная церковь описывает "житие" великого князя Сергея Александровича, сына Александра II, как череду святейших чудес, в то время как современники и историческое наследие раскрывают его личность с куда более интересных сторон. При жизни родственники нашего героя писали о нём так: "Дядя Сергей – сыграл роковую роль в падении Империи и был отчасти ответствен за катастрофу во время празднования коронации Николая II на Ходынском поле, в 1896 г. При всем желании отыскать хотя бы одну положительную черту в его характере, я не могу ее найти". Своё губернаторство в Москве 1891 года Сергей Александрович начал с "очищения города от лиц иудейского вероисповедания" (евреев), которым благоволил его предшественник Долгоруков, восседавший на посту губернатора 35 лет. Долгоруков действительно поддерживал тесные отношения с главой еврейской общины Лазарем Моисеевичем. Бороться с этим князь Сергей первым делом начал при помощи СМИ. Тогда газеты пестрили: "Москва ожидовела", "Москва на

Современная православная церковь описывает "житие" великого князя Сергея Александровича, сына Александра II, как череду святейших чудес, в то время как современники и историческое наследие раскрывают его личность с куда более интересных сторон.

При жизни родственники нашего героя писали о нём так: "Дядя Сергей – сыграл роковую роль в падении Империи и был отчасти ответствен за катастрофу во время празднования коронации Николая II на Ходынском поле, в 1896 г. При всем желании отыскать хотя бы одну положительную черту в его характере, я не могу ее найти".

Своё губернаторство в Москве 1891 года Сергей Александрович начал с "очищения города от лиц иудейского вероисповедания" (евреев), которым благоволил его предшественник Долгоруков, восседавший на посту губернатора 35 лет. Долгоруков действительно поддерживал тесные отношения с главой еврейской общины Лазарем Моисеевичем. Бороться с этим князь Сергей первым делом начал при помощи СМИ. Тогда газеты пестрили: "Москва ожидовела", "Москва наводнена евреями", "Евреи захватили всё в Москве", "Вся торговля в их руках". Долгоруков умер в этом же году, еврейская община осталась без покровителя. В результате согласно закону о черте оседлости, которым евреи особенно пренебрегали в 19-м веке, из Москвы было выселено 30 тыс. последователей иудейской религии. Много разговоров среди интеллигенции вызвал "принудительный отъезд" известного художника Левитана. Большая часть высокопоставленных чиновников и местной знати не приветствовала такие нововведения, но были и другие: антисемитизм не был чужд российской интеллигенции.

Левитан. Саввинская Слобода. 1984
Левитан. Саввинская Слобода. 1984

На выселении князь не успокоился. В Москве была закрыта синагога, а при посещении князем Соборной церкви Христа Спасителя, им были замечены среди церковной прислуги "лица семитского типа". По его велению все они были вскоре уволены.

Московская хоральная синагога
Московская хоральная синагога

Так давайте же будем немного объективнее, в особенности, когда Императорское Православное Палестинское Общество возносит князя чуть ли не до уровня новомученика. И, тем не менее, мучеником князь Сергей Александрович вследствие своего правления точно стал. При жизни он был влиятельнейшим, хоть и не официальным советником Николая II. Это именно он убедил императора не подписывать указ о "выборных представителях населения". Указ, который так требовал народ и который, возможно, мог бы смягчить предстоящую революцию. Этим советом князь фактически подписал себе приговор. Князь Сергей Александрович погиб в результате нападения эсера Каляева возле Николаевского дворца Кремля в феврале 1905 года.