Найти тему
Murzilkin's Space

Г. Шубников: за что уважали главного строителя космодрома

Георгия Шубникова знавшие его люди сравнивали с Сергеем Королёвым. Оба одарённые, волевые и упорные, достигшие невероятных результатов. Оба трудоголики, работавшие на секретном объекте в Байконуре. И оба ушли из этого мира почти друг за другом: в 1965 году Шубников, в 1966 Королёв.

Георгий Максимович, родившись в 1903 году, прошел путь от строительного техникума и института до строительства на мостах войны и дорогах космоса.

Молодой Шубников, фото с сайта http://sm.evg-rumjantsev.ru/
Молодой Шубников, фото с сайта http://sm.evg-rumjantsev.ru/

Во время ВОВ он строил переправы на Днепре, мост на Висле, после окончания войны восстанавливал железнодорожный мост во Франкфурте-на-Одере, мост через Дунай в Будапеште.

Именно его части строили ансамбль на кладбище наших воинов в Трептов-парке в Германии. Затем были строительные работы на Донбассе, спецобъекты противовоздушной обороны в Азербайджане.

Мемориальный комплекс Трептов-парка в Германии (фото с сайта https://ru.wikipedia.org/)
Мемориальный комплекс Трептов-парка в Германии (фото с сайта https://ru.wikipedia.org/)

Весной 1955 года на разъезд Тюратам прибыли первые 20 батальонов строителей. Начальником строителей был назначен полковник Георгий Шубников.

Работы предстояло вести в тяжелейших условиях казахстанских степей: лютые морозы зимой (до -40 градусов) и пыльные бури и изнуряющая жара летом (до +45 градусов).

Разъезд Тюратам возник из-за необходимости "напиться" воды паровозам тех лет. На разъезде была насосная станция, построенная для этих целей. И в первый год космического строительства этот небольшой железнодорожный объект не был готов к тому размаху, который ему достался. Прибывающие с материалами и оборудованием поезда не успевали разгрузиться и скапливались на соседних станциях.

Фото с сайта http://sm.evg-rumjantsev.ru/
Фото с сайта http://sm.evg-rumjantsev.ru/

Самим строителям не хватало воды: насосная станция не была готова напоить тысячи людей. В летней жаре фляга с тёплой водой была сокровищем, воды порой не хватало чтобы приготовить горячую пищу.

В тёплое время года строителей одолевали пылевые бури: пыль пробиралась в одежду и постели, личные вещи, налетала к каждой детали оборудования. Строители имели опыт работ в сложных условиях, но эти были одними из самых изнуряющих.

Первые годы участники строительных батальонов жили по-походному: в обычных брезентовых палатках, позже в землянках. Руководители жили в пассажирских вагонах, в тупике на станции Тюратам. В приоритете были постройки инфраструктуры полигона, поэтому о жилищных условиях думали в последнюю очередь.

Строительные палатки (фото с сайта https://nlo-mir.ru/)
Строительные палатки (фото с сайта https://nlo-mir.ru/)

В один из визитов Сергея Павловича на строящуюся площадку Шубников и Королёв вступили в спор о качестве строящихся бараков для инженеров стартового комплекса. Королёв негодовал, что его специалисты не должны жить в бараках такого низкого качества.

Однако Георгий Максимович без колебаний возразил Главному Конструктору: строители без сна и отдыха, живущие в землянках, делают всё, чтобы не срывать сроки сдачи правительственного объекта. Удобства были в низком приоритете, когда речь о такой великой стройке.

Первые бараки полигона в Тюратаме (фото из книги Ярослава Голованова "Королёв: факты и мифы")
Первые бараки полигона в Тюратаме (фото из книги Ярослава Голованова "Королёв: факты и мифы")

Само строительство проходило в условиях строгой секретности: запрещалось в письмах упоминать что-либо, связанное с объектом. Нельзя было писать о песках, сусликах, скорпионах, тюльпанах. И уж тем более нельзя было упоминать местонахождение: все письма пересылали сначала на специальный почтовый адрес в Москве.

Но даже в этих нечеловеческих условиях Георгий Шубников строил свою систему и строго следил за своим хозяйством. Его офицеры и строители выглядели чисто и аккуратно, докладывали спокойно и точными цифрами были готовы ответить любому начальству из Москвы.

К марту 1957 года строители закончили первые работы и сдали в эксплуатацию первую стартовую площадку для ракет Р-7 (в народе "семёрка"). А в октябре 1957 Шубников получил звание генерал-майора инженерно-технической службы.

Шубников (в центре) и Королёв (справа), фото из книги Ярослава Голованова "Королёв: факты и мифы"
Шубников (в центре) и Королёв (справа), фото из книги Ярослава Голованова "Королёв: факты и мифы"

Помимо основного космического объекта к 1957, за полтора года после начала, Шубникову удалось сдать ещё немало объектов. С одной стороны, он отвечал за самые важные объекты строительства: монтажно-испытательный корпус, стартовые площадки для межконтинентальных баллистических ракет, измерительные пункты. Но помимо этого Шубников уделял внимание и тому, что было нужно в обычной жизни: жилые дома, школы, озеленение.

Именно Георгий Максимович настоял на посадке в степях Тюратама первых деревьев. Многие считали, что это бессмысленная затеям: деревья не переживут суровую зиму и засуху летом. Но Шубников всё же посадил их. 10 лет спустя, уже после его смерти, в городе у стартовой площадке эти деревья стали городским парком – они выжили.

А позже пошла традиция садить по дереву перед полётом каждого космонавта.

Современная аллея деревьев космонавтов на Байконуре (фото с сайта https://bepowerback.livejournal.com/164787.html)
Современная аллея деревьев космонавтов на Байконуре (фото с сайта https://bepowerback.livejournal.com/164787.html)

Георгий Шубников руководил постройкой всех объектов будущего космодрома Байконур: пусковых площадок для Королёва, Янгеля и Челомея, пунктов радиоуправления, МИКа, аэродромов, метеостанций, ТЭЦ, водонасосных станций.

С построенных им стартовых площадок отправились в космос Гагарин, Титов, Николаев, Попович, Быковский, Терешкова, Леонов, Беляев...

Стартовая площадка на Байконуре в 1960 году (фото с сайта https://altapress.ru/)
Стартовая площадка на Байконуре в 1960 году (фото с сайта https://altapress.ru/)

За период руководства Георгия Шубникова на Байконуре с 1955 по 1965 было построено более 1200 километров авто- и 500 километров железных дорог, проложено более 1500 км кабелей, более 300 километров водоводов от Сыр-Дарьи к стартовым площадкам.

Однако жестокие условия природы, колоссальные рабочие нагрузки дали о себе знать. В 1965 году у Георгия Максимовича случился инсульт, и он ослеп. Но и тогда остался на месте стройке, отлечиваясь в гостиничном номере.

Георгий Шубников второй слева (фото с сайта http://sm.evg-rumjantsev.ru/)
Георгий Шубников второй слева (фото с сайта http://sm.evg-rumjantsev.ru/)

Приехавший в это время Королёв всерьёз был обеспокоен здоровьем своего верного товарища и отдал указание доставить его в Главный военный госпиталь в Москву.

Но было уже поздно, лечение не помогло. В июле 1965 года в возрасте 62 лет Георгия Шубникова не стало. А построенный им космодром и сегодня отправляет на орбиту новые и новые корабли.

/По материалам книг Ярослава Голованова/

Читайте далее:

Какие испытания и тренировки проходили первые космонавты
Насколько успешно и для чего использовали мобильное средство перемещения космонавта вне корабля
-10

***

Ставьте лайк, если узнали новое для себя.

Подписывайтесь на канал и делитесь публикациями: впереди много интересного!