Найти тему
Jenny

Иоганн Генрих Шмидт – знаменитый и забытый художник-пастелист. Часть 1

И.Г. Шмидт. Портрет  Натальи Владимировны Салтыковой.1784
И.Г. Шмидт. Портрет Натальи Владимировны Салтыковой.1784

Одним из немногих художников, подписные произведения которого встречаются в российских собраниях, является немецкий пастелист Иоганн Генрих Шмидт. Судьба его типична для многих художников: известные и популярные при жизни, спустя столетие они оказывались забытыми – часто несправедливо. Так произошло и со Шмидтом: работавший много и плодотворно, написавший портреты почти всех монархов и князей тогдашней Европы, к началу XX в. он оказался основательно забыт – во всяком случае, в России.

Jochann Heinrich Schmidt. Portrait d'un dignitaire turc
Jochann Heinrich Schmidt. Portrait d'un dignitaire turc

Иоганн Генрих Шмидт (Jochann Heinrich (Henry) Schmidt) родился в Гильдбургхаузене 10 февраля 1749 г. Вероятно, первым учителем Шмидта был его отец – портретист и анималист – под руководством которого талант художника быстро развился. Обладая счастливым дарованием улавливать сходство, Шмидт с ранних лет посвятил себя портретной живописи. Тогдашний герцог Гильдбургхаузена, Эрнст Фридрих Карл, милостиво поддержал Шмидта, воодушевил его на первые удачные опыты, предоставил ему выгодное место при дворе, а также посоветовал ему поискать счастья за границей.

Шмидт отправился в Париж, в 1771–1773 г. обучался в Парижской королевской академии живописи и скульптуры у Ж.-Б. Пьере. Кто-то из немецких дворян представил его графине Жанлисизвестной писательнице, воспитательнице детей герцога Шартрского что помогло художнику войти в круг избранной знати. Шмидт писал портреты французской аристократии, в частности семьи герцога Орлеанского, работая в технике пастели, популярной и – благодаря необыкновенной скорости работы – очень прибыльной. После Парижа Шмидт отправился в Турин, чтобы писать портрет супруги графа д`Артуа, будущего короля Карла Х.

И.Г. Шмидт Портрет  Николая Ивановича Салтыкова. 1784
И.Г. Шмидт Портрет Николая Ивановича Салтыкова. 1784

Вскоре после возвращения в Германию, в 1775 г., Шмидт получил в знак королевской милости золотую медаль, был назначен придворным художником Саксонского двора и принят в члены Дрезденской Академии.

Шмидт писал и пастелью, и маслом. Почти беспрерывно занятый портретами, он уделял меньше времени собственным композициям или большим копиям известных мастеров. В литературе упоминаются такие его произведения, как “Воскрешение Лазаря” и копии с мадонн Рафаэля.

Johann Heinrich Schmidt SAPPHO JUMPING FROM THE LEUCADE CLIFF (масло)
Johann Heinrich Schmidt SAPPHO JUMPING FROM THE LEUCADE CLIFF (масло)

Шмидт стремился к независимости и любил путешествовать, поэтому он часто брал отпуск, покидал Дрезден, и отправлялся в дальние поездки. Художник посетил Прагу, Вену, Берлин и другие города Германии. В Берлине он задержался надолго и в 1779 г. женился на молодой и красивой вдовушке из Нижней Саксонии.

Ansicht von Darmstadt by Johann Heinrich Schmidt
Ansicht von Darmstadt by Johann Heinrich Schmidt

Но ни этот союз, ни быстро увеличивающееся семейство никак не уменьшили его привычку странствовать. Он побывал в Курляндии и Лифляндии, а в 1784–1785 г. – в Санкт-Петербурге. После возвращения из России Шмидт снова отправился в путешествие по крупнейшим городам Германии и бывал в Дрездене только несколько месяцев в году. К этому времени Шмидт приобрел такую популярность, что именно ему в 1791 г. был поручен ответственный заказ: писать “Собрание монархов в Пильнице”.

Johann Heinrich Schmidt. Declaration of Pillnitz of 1791
Johann Heinrich Schmidt. Declaration of Pillnitz of 1791

Пильниц – летняя резиденция саксонского королевского дома, близ Дрездена, на правом берегу Эльбы. 27 августа 1791 г. там состоялась конференция, на которой присутствовали император Леопольд II, прусский король Фридрих-Вильгельм и граф д`Артуа с дипломатами и эмигрантами. Конференции предшествовали следующие драматические события: 21 июня 1791 г. Людовик XVI был арестован в Варенне, после неудачной попытки бежать. Пильницкая декларация провозгласила спасение монархии во Франции общим делом всех европейских государей.

Castle Pillnitz
Castle Pillnitz

Написанная Шмидтом картина (он работал маслом) показала все мастерство художника и получила бесспорное историческое значение – благодаря роковому событию, связанному с этим Собранием, и благодаря сходству многочисленных изображенных персонажей.

После этой масштабной работы, которой он посвятил несколько лет, Шмидт отправился опять в Париж, где писал портрет Наполеона, в то время первого консула, а также многих других выдающихся личностей, затем посетил Вену и Прагу, где им был создан знаменитый портрет А.В. Суворова, ныне находящийся в Эрмитаже (об этом портрете - в следующей статье).

Вернувшись из Праги, художник надолго остался в Дрездене, работая над многочисленными заказами, поступавшими от царственных особ и других благородных иностранцев.

Johann Heinrich Schmidt. Emma, Lady Hamilton. 1801.                                                                                 National Maritime Museum - Greenwich, London, England
Johann Heinrich Schmidt. Emma, Lady Hamilton. 1801. National Maritime Museum - Greenwich, London, England

В 1805 г. курфюрст Фридрих Август приказал Шмидту написать портрет царя Александра I во время обеда, и этот портрет, завершенный в невероятно короткое время, считался наиболее похожим изображением монарха, который в то время был молод и хорош собой (местонахождение портрета неизвестно).

В 1813–1814 г. художник много работал благодаря присутствию французского короля, а также французских и русских генералов, портреты которых он писал. После этого Шмидт больше не брал заказов.

Усиливающаяся с возрастом слабость глаз отняла у поздних работ Шмидта присущую им прежде тонкость и гладкость письма, так как теперь он наносил краску резко и мощно, но ему удавалось достигать сходства.

Интересы Шмидта не ограничивались живописью. Он получил только художественное образование и то, какое ему могла дать школа в его родном городе, но до зрелых лет сохранил любовь к латинскому языку, благодаря которому легко говорил по-французски и по-итальянски. Шмидт обладал отменной памятью, что помогало ему в увлечении римской историей, а также любил музыку и хорошо играл на виолончели.

Скончался художник 28 октября 1829 г. в Дрездене.

Иоганн Генрих Шмидт (Johann Heinrich Schmidt) (1749 – 1829). Портрет княгини Натальи Сергеевны Долгоруковой. Конец XVIII в. Пергамент, дублированный на холст, пастель.
Иоганн Генрих Шмидт (Johann Heinrich Schmidt) (1749 – 1829). Портрет княгини Натальи Сергеевны Долгоруковой. Конец XVIII в. Пергамент, дублированный на холст, пастель.

...

Иоганн Генрих Шмидт – знаменитый и забытый художник-пастелист: часть 2, часть 3

Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!