Одним из немногих художников, подписные произведения которого встречаются в российских собраниях, является немецкий пастелист Иоганн Генрих Шмидт. Судьба его типична для многих художников: известные и популярные при жизни, спустя столетие они оказывались забытыми – часто несправедливо. Так произошло и со Шмидтом: работавший много и плодотворно, написавший портреты почти всех монархов и князей тогдашней Европы, к началу XX в. он оказался основательно забыт – во всяком случае, в России.
Иоганн Генрих Шмидт (Jochann Heinrich (Henry) Schmidt) родился в Гильдбургхаузене 10 февраля 1749 г. Вероятно, первым учителем Шмидта был его отец – портретист и анималист – под руководством которого талант художника быстро развился. Обладая счастливым дарованием улавливать сходство, Шмидт с ранних лет посвятил себя портретной живописи. Тогдашний герцог Гильдбургхаузена, Эрнст Фридрих Карл, милостиво поддержал Шмидта, воодушевил его на первые удачные опыты, предоставил ему выгодное место при дворе, а также посоветовал ему поискать счастья за границей.
Шмидт отправился в Париж, в 1771–1773 г. обучался в Парижской королевской академии живописи и скульптуры у Ж.-Б. Пьере. Кто-то из немецких дворян представил его графине Жанлис – известной писательнице, воспитательнице детей герцога Шартрского – что помогло художнику войти в круг избранной знати. Шмидт писал портреты французской аристократии, в частности семьи герцога Орлеанского, работая в технике пастели, популярной и – благодаря необыкновенной скорости работы – очень прибыльной. После Парижа Шмидт отправился в Турин, чтобы писать портрет супруги графа д`Артуа, будущего короля Карла Х.
Вскоре после возвращения в Германию, в 1775 г., Шмидт получил в знак королевской милости золотую медаль, был назначен придворным художником Саксонского двора и принят в члены Дрезденской Академии.
Шмидт писал и пастелью, и маслом. Почти беспрерывно занятый портретами, он уделял меньше времени собственным композициям или большим копиям известных мастеров. В литературе упоминаются такие его произведения, как “Воскрешение Лазаря” и копии с мадонн Рафаэля.
Шмидт стремился к независимости и любил путешествовать, поэтому он часто брал отпуск, покидал Дрезден, и отправлялся в дальние поездки. Художник посетил Прагу, Вену, Берлин и другие города Германии. В Берлине он задержался надолго и в 1779 г. женился на молодой и красивой вдовушке из Нижней Саксонии.
Но ни этот союз, ни быстро увеличивающееся семейство никак не уменьшили его привычку странствовать. Он побывал в Курляндии и Лифляндии, а в 1784–1785 г. – в Санкт-Петербурге. После возвращения из России Шмидт снова отправился в путешествие по крупнейшим городам Германии и бывал в Дрездене только несколько месяцев в году. К этому времени Шмидт приобрел такую популярность, что именно ему в 1791 г. был поручен ответственный заказ: писать “Собрание монархов в Пильнице”.
Пильниц – летняя резиденция саксонского королевского дома, близ Дрездена, на правом берегу Эльбы. 27 августа 1791 г. там состоялась конференция, на которой присутствовали император Леопольд II, прусский король Фридрих-Вильгельм и граф д`Артуа с дипломатами и эмигрантами. Конференции предшествовали следующие драматические события: 21 июня 1791 г. Людовик XVI был арестован в Варенне, после неудачной попытки бежать. Пильницкая декларация провозгласила спасение монархии во Франции общим делом всех европейских государей.
Написанная Шмидтом картина (он работал маслом) показала все мастерство художника и получила бесспорное историческое значение – благодаря роковому событию, связанному с этим Собранием, и благодаря сходству многочисленных изображенных персонажей.
После этой масштабной работы, которой он посвятил несколько лет, Шмидт отправился опять в Париж, где писал портрет Наполеона, в то время первого консула, а также многих других выдающихся личностей, затем посетил Вену и Прагу, где им был создан знаменитый портрет А.В. Суворова, ныне находящийся в Эрмитаже (об этом портрете - в следующей статье).
Вернувшись из Праги, художник надолго остался в Дрездене, работая над многочисленными заказами, поступавшими от царственных особ и других благородных иностранцев.
В 1805 г. курфюрст Фридрих Август приказал Шмидту написать портрет царя Александра I во время обеда, и этот портрет, завершенный в невероятно короткое время, считался наиболее похожим изображением монарха, который в то время был молод и хорош собой (местонахождение портрета неизвестно).
В 1813–1814 г. художник много работал благодаря присутствию французского короля, а также французских и русских генералов, портреты которых он писал. После этого Шмидт больше не брал заказов.
Усиливающаяся с возрастом слабость глаз отняла у поздних работ Шмидта присущую им прежде тонкость и гладкость письма, так как теперь он наносил краску резко и мощно, но ему удавалось достигать сходства.
Интересы Шмидта не ограничивались живописью. Он получил только художественное образование и то, какое ему могла дать школа в его родном городе, но до зрелых лет сохранил любовь к латинскому языку, благодаря которому легко говорил по-французски и по-итальянски. Шмидт обладал отменной памятью, что помогало ему в увлечении римской историей, а также любил музыку и хорошо играл на виолончели.
Скончался художник 28 октября 1829 г. в Дрездене.
...
Иоганн Генрих Шмидт – знаменитый и забытый художник-пастелист: часть 2, часть 3
Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!