Найти тему

МОЛИТВА - 30 лет забвения...

Оглавление
Знаменитое фото семьи Романовых
Знаменитое фото семьи Романовых

В конце 1980-х годов, в журнале "Огонек" под руководством Виталия Коротича, одного из активных участников перестройки, вышла статья - "О расстреле царской семьи". В этой статье самым драматическим и, как мне тогда казалось, правдивым образом, была рассказана история текста "Молитва", найденного в дневнике Великой  княжны Ольги Николаевны, да и собственно самого расстрела.

Потрясенный до глубины души статьей, живо представив все, что там происходило, десятикратно перечитав "Молитву", я сел за фортепиано и сходу наиграл мелодию на эти слова. Сколько упреков и нареканий я услышал потом за "нецерковную" подачу такого текста и прочее. За непрофессионализм, за изломанные и негармоничные переходы. В то время бытовало мнение, что слова принадлежат самой Великой княжне Ольге Николаевне. Потом, как-то, песня прижилась именно с такой мелодией. И ее стали потихоньку исполнять. Первой исполнительницей была яркая светлая блондинка Ольга Николаевна (!) Новик, певица из Снежинска. Но ее чуточку тяжеловатая, абсолютно классическая подача в стиле оперного контральто, не совсем мне пришлась по вкусу, хотя, запись ее исполнения, у меня хранится и по сей день. Потом были долгие мытарства в поисках "воцерковленной" певицы, прежде всего в Екатеринбурге. Мои, если можно так сказать требования, были простыми. Это должна быть молодая, красивая женщина, со светлыми волосами, с высоким и чистым сопрано, славянка.

Самым неожиданным образом, с отцом Сергием, создававшим тогда телеканал "Союз", с которым меня свели в первую очередь, я, отчасти,  поучаствовал в становлении этого телеканала.
Викентий, тогдашний митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, милостиво предложил мне на роль исполнительницы песни "Молитва", примкнувшую тогда к православной церкви - Жанну Бичевскую. Я был на двух ее концертах, будучи студентом СГМИ, в городе, тогда еще, Свердловске. И ее хамское поведение на концертах, и ее смачный полумат, постоянное подчеркивание на близость с Владимиром Выцоцким, мне врезались в память навсегда. Кстати, мне тогда сказали, что мелодию подправят под православный акцент…

О, гордыня, гордыня… Сказано же, не нарушай заповеди! Я ОТКАЗАЛСЯ. Мне показали на дверь. Потом, спустя 10 лет, я еще раз встретился с уже поседевшим и располневшим митрополитом, но разговор не клеился и сошел на нет. Будучи в длительной командировке (на учебе) в 1997 году в Москве, я пытался заинтересовать тех или других исполнителей и, даже, продюсеров, на что всегда имел в ответ немой вопрос в их глазах - Что я  с этого буду иметь?!

Наконец, в Челябинске, по наводке музыкантов этого рабочего города, я нашел то, что искал - Светлану Малюку. Она так близко приняла к сердцу и текст, и музыку, и, даже смирилась с моими "руководящими" пожеланиями. В отличие от меня, это профессионал очень высокого уровня.
У песни появилась ЖИЗНЬ!

В 1991-93 годах я был в ординатуре в Екатеринбурге. Через хороших знакомых попал в архив музея имени Я. М. Свердлова. Читал бумаги Юровского со товарищи, их отчеты, их выпячивание своей роли в расстреле в доме купца Ипатьева царской семьи и их прислуги, в том числе и их личного доктора Боткина. Юровский утверждал, что царя - Николая II убил он, первым же выстрелом - в сердце. По злой иронии судьбы, царь действительно умер (погиб) первым. От Великих княжон пули рикошетили по всему подвалу. Началась дикая суматоха, страх обуял творящих беспредел, кого-то, вроде бы, даже ранило… У некоторых женщин были подшиты мешочки с драгоценными камнями, от них то пули и рикошетили.

Не судите их. Они СВОЕ при себе имели, по ЗАКОНУ, по тогдашнему закону. По ИХ закону, который тогда никто еще не отменил.

Последним погиб цесаревич Алексей. В него всадили несколько пуль, но он, больной гемофилией, привыкший к кровопотерям (или раны были несмертельны), никак не умирал. Его и некоторых других, добивали штыками. А русский штык уже тогда был запрещен Международной Конвенцией, поскольку имел острое ребристое, с зубьями образование, которое, когда его вынимали обратно, выдирал жилы, нервы, сосуды, плоть.

И вот я дохожу до ксерокопии "Молитва".  Автор - Сергей Бехтеев, поручик белой армии. Русский поэт-монархист, белогвардейский офицер "первой волны" эмиграции.

МОЛИТВА.

Пошли нам, Господи, терпение
В годину бурных, мрачных дней
Сносить народное гонение
И пытки наших палачей.

Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый, страшный час.

Дай крепость нам, о, Боже правый,
Злодейство ближнего прощать.
И крест тяжелый, и кровавый
С твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волнения,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и оскорбление,
Христос - спаситель, помоги!

И у преддверия могилы
Вдохни в уста своих рабов
Нечеловеческие силы,
Молиться кротко, за врагов...

А надо отметить, что изначально царскую семью сослали в Тобольск, и охранение венценосных особ было СОВМЕСТНОЕ, белые и красные, по очереди. В какой-то момент Бехтеев передал, для поддержания духа, свои стихи Ольге Николаевне, изданные еще при жизни Бехтеева (а умер он в 1954 году), книги и брошюры, четко указывали на авторство этого стихотворения.

Но какая красивая легенда!

С Сергея Бехтеева бы не убыло, у него много и других прекрасных стихов, а как символ, было бы очень трогательно и трагично.

На открытии фильма "Цареубийца", в Екатеринбурге, куда я попал к режиссеру, самому Карену Шахназарову, он посетовал, что фильм смонтирован, в титры уже песню не вставить, да и вообще - неформат, а помочь рассказать об этой песне не то чтобы отказался, отмолчался…

Я никаких личных благ от этой моей песни не желаю, у меня достаточно много и других. Песня "Молитва", это "Песня - ПОКАЯНИЕ", как у Тенгиза Абуладзе из одноименного фильма. Исполнив ее на большую аудиторию, слишком многое придется объяснять.

Неудобная это песня.

Почему у нас в каждом городе России остались улицы Ленина, Дзержинского, Свердлова и. т. д.? Почему сохранен некрополь в сердце Родины с мавзолеем во главе? А если это все так нужно - зачем тогда разрушали СССР?

Представьте на секунду, в послевоенной или нынешней Германии сохранилось бы метро имени Гитлера, ВВС имени Геринга, полиция имени Мюллера, информационное агентство имени Риббентропа? Чего бы они достигли? Стали бы они ведущим государством мира, локомотивом старушки Европы?

Перефразируя слова Виктора Цоя - НАМ НУЖНО ПОКАЯНИЕ!

Вот эта песня, в исполнении Светланы Малюка - "МОЛИТВА"

http://www.youtube.com/watch?v=6OEnspVQ3W8&feature=g-upl

С уважением...