Найти тему

Забытый на 50 лет «Запорожец-Люкс» случайно нашли в запасниках музея

Автор снимков — Андрей Полищук (drive2.ru/users/hedzin)
Автор снимков — Андрей Полищук (drive2.ru/users/hedzin)

Не так давно одному парню удалось сделать фотографии уникального прототипа ЗАЗ-966 «Запорожець», хранящегося в Политехническом музее в Москве. То, что этот экземпляр хранится не в Киеве, вызывает определённые вопросы.

-2

Машина просто невероятно интересная, хотя бы потому, что представляет собой не какой-то там ранний предсерийный вариант, а самый что ни на есть экспериментальный, опытный концепт-кар, который с серийной моделью имеет общую лишь компоновку и сходный дизайн и отражает основные решения украинской инженерной школы.

Но обо всем по порядку.

-3

Эту машину в узких кругах ценителей «Запорожцев» принято называть «Вариант IV». Всё потому, что в одном министерском альбоме сходный автомобиль, только белого цвета и с «крыльями коммунизма» вместо решётки, был отмечен именно как «Вариант IV» .

-4

Точной даты, когда был построен прототип из Политеха, или даже скорее не построен, а приобрел тот вид, который он имеет сейчас (черный цвет и решётка спереди) доподлинно неизвестно, но в прессе он стал светиться примерно в 1965-ом году — тогда в газетах появилась известная фотосессия, где эта машина позировала на фоне БелАЗа. В то же время в архиве ТАСС фото с БелАЗом датируется октябрем 1964-го года. но с датировками в русских фотобанках часто бывают ошибки, так что даты еще предстоит уточнить.

-5

Со слов хранителя музея известна примерная дата поступления машины в фонды Политеха — лето 1966-го года. Тогда музей готовился к какой-то крупной всесоюзной выставке, и на все автозаводы были разосланы указания предоставить автомобили.

Фотография «Запорожца-Люкс», сделанная на той самой выставке
Фотография «Запорожца-Люкс», сделанная на той самой выставке

Кстати, прототип 966 — не единственная машина, которая сохранилась в коллекции музея со времен той выставки, несколько других автомобилей тоже были переданы в музей в 1966-ом году.

Ну что же, а теперь взглянем подробнее на уникальную конструкцию этого украинского автомобиля:

Сразу бросается в глаза, насколько была изменена, а может быть даже упрощена конструкция серийной машины, практически заново разработанной инженерами из Москвы, по сравнению с прототипом инженеров завода «Коммунар».

-8

А теперь переместимся в салон:

Да, внутренне убранство «Варианта IV» выглядит определённо престижнее того, что пошло в серию...

И всё-таки, как же назвать этот уникальный автомобиль, поистине не уступающий по своим характеристикам зарубежным аналогам даже более высокого класса?

«Экспериментальный»? «Опытный»? «Прототип»? «Концепт-кар»?

А может быть «черновик»?

ЗАЗ-966 в коллекции Политеха — это черновик, потому что серийная машина похожа на него только по дизайну. Все кузовные панели, все внутренности, салон, приборка, оперение двигателя, компоновка багажного отсека — всё это радикально отличается.

Общий у них двигатель и, наверное, колеса, а в остальном — это совсем другой автомобиль, который, к большому сожалению, существенно преобразился для старта серийного производства.

-10

Понравилась статья? Ставь лайк, поделись с другом и обязательно напиши комментарий!