Найти в Дзене
AllTime.ru

Настоящие пилоты: культовые часы военных лётчиков

Оглавление

Считается, что первые наручные часы как раз и были изобретены для пилотов. Точнее для одного конкретного пилота – в 1904 году Луи Картье придумал для своего друга миллионера-авиатора Альберто Сантуша-Дюмона легендарную модель Santos. Впоследствии часы сыграли важную роль в развитии авиации, например, можно вспомнить модели Weems и Hour Angle от Longines, снабженные навигационными функциями.

-2

Но поскольку сложно охватить в одной заметке всю историю летных часов ХХ века, здесь речь пойдет только о трех ключевых типах моделей. Они были разработаны в межвоенный период специально для ВВС своих стран и стали родоначальниками дизайна и функционала, известных сегодня каждому поклоннику пилотских милитари-часов.

Три самых известных типа авиационных часов, появившихся в середине ХХ века: французский, английский и немецкий.

Британский «Марк»

Великобритания стала уделять большое значение авиации еще в годы Первой мировой войны и вместе с самолетами, естественно, стала разрабатывать и стандартные индивидуальные хронометры для летчиков. Само название «Марк» является принятым в англоязычных странах обозначением модификации серийной модели, фактически, аналогом современного Generation («поколения). В классификации ВВС, Mark или сокращение Mk с римской цифрой следовало за названием самолета. Эта практика была принята и с введением стандарта летных часов. Первые модели были выпущены еще в 1912 году, а во время войны появились модели Mark IV (1914 год) и Mark V (1916 год), заложившие основы будущего облика всех «марков».

-3

Это были пока что карманные модели, которые предполагали различные варианты использования: например, благодаря длинному заводному стему их можно было вставить в специальное гнездо в приборной панели. Хотя многие пилоты предпочитали крепить Mark V на колене с помощью длинного кожаного ремня. Обязательными характеристиками Mark стали черный циферблат, минутная шкала «железная дорога», арабская разметка, а также боковая секундная стрелка. Поскольку некоторые производители предпочитали сотрудничать с ВВС анонимно, сегодня точно известны только 4 бренда, выпускавшие Mark V: Zenith, Omega, Doxa и Electa.

Первыми наручными часами британских ВВС (Royal Air Force или RAF) стала модель Mk VII, появившаяся в годы Второй мировой войны. В отличие от карманных предшественников, 7-й и 8-й версиям предписывалось иметь белый циферблат, черные арабские цифры, центральную секундную стрелку, отсутствие люминофора, зато обязательно стальной или хромированный корпус. Mark VII и Mark VIII выпускали Longines, Omega и Jaeger-LeCoultre.

-4

И только после окончания войны в 1948 году был принят новый стандарт часов Mark XI, контракт на который получили IWC и Jaeger-LeCoultre.

-5

Эти модели приобрели именно тот вид, который сегодня ассоциируется с понятием «пилотских военных часов». От седьмой серии осталась центральная секундная стрелка, зато из пятой вернулся черный циферблат с люминесцентными символами. Символы имеют особое значение, особенно знаменитый треугольник вверху циферблата. Еще в 1915 году, когда на циферблаты начали наносить радий, появилось руководство для производителей выпускать часы с символами вместо цифр: треугольник на отметке «12 часов», круг или овал на отметке «6 часов» и два прямоугольника вместо цифр «3» и «9». На такие метки было проще наносить радий, к тому же знаки быстрее считывались в темноте – треугольник сразу показывает положение циферблата. Jaeger-LeCoultre прекратил выпуск Mk XI в 1963 году, а IWC выпускал эту модель для ВВС до 1981 года. Поскольку в середине 60-х использование радия в часах было запрещено, на поздних выпусках можно увидеть знак «Т» на циферблате, означающий «тритий».

Важно знать, что в 1984 году британское министерство обороны официально отказалось от маркировки RAF Mk. Поэтому все последующие выпуски серии Pilot Mark – это собственная нумерация IWC.

-6

Французский «Тип»

У французских ВВС была своя классификация самолетов, связанная со словом Type. Точно также и приборные хронометры, встраиваемые в панель кабины, получали эту маркировку. Самыми известными производителями этих «типов» были Breguet и Zenith. Их тоже отличал черный циферблат, арабские цифры и боковая секундная стрелка. На основе своих панельных хронометров в 1939 году Zenith выпустил первую наручную модель Montre d’Aéronef Type 20 с тем же самым дизайном и функциональностью.

-7

Однако развитие часов французских ВВС было прервано на время оккупации и официально возобновлено только после войны в 1950 году, когда министерство обороны разместило заказ на производство официальных пилотских наручных часов, получивших маркировку Type 20/21. К ним предъявлялось три требования: точность хода в пределах -/+ 8 секунд в сутки; запас хода не менее 35 часов; хронограф с функцией flyback, то есть мгновенного обнуления.

-8

Желательными характеристиками были также черный циферблат, арабские цифры с люминесцентным покрытием и дополнительная разметка на безеле для замера времени. Поставщиками французских ВВС в результате стали 6 марок: Airain, Auricoste, Breguet, Boullier, Dodane и Vixa. Причем, Breguet единственный, кто стал использовать не арабскую, а римскую цифру в названии Type XX и ее последующих модификациях. Все марки, кроме Airain и Boullier, продолжают выпускать эти хронографы и в наше время.

Немецкий «Б-Урен»

Часы, созданные для люфтваффе, обладают самым запоминающимся дизайном. Работа над ними началась в 1930-е годы, поэтому шла быстро, организовано и строго по системе. Вначале за основу было решено взять аэронавигационный прибор вроде часов Hour Angle Чарльза Линдберга, но затем от них решили отказаться в пользу максимальной читаемости – первые часы, названные «тип А», очень напоминали «Марка». Именно такой моделью является Big Pilot от IWC.

-9

В итоге был выбран средний вариант, который выпускался с 1941 года как «тип В». Он быстро получил другое имя - B-Uhren или Beobachtungs-uhren, то есть «часы для наблюдения». Их главной характеристикой действительно была мгновенная считываемость циферблата. Как и у модели Линдберга, здесь было внутреннее кольцо разметки, на которую были нанесены часы, а более важная для летчиков информация – минуты и секунды – крупно обозначена на внешнем круге циферблата. От типа А B-Uhren достался крупный корпус (до 55 мм) с антимагнитным экраном, который был посажен на толстый ремешок с заклепками, чтобы надевать поверх рукава летной крутки. Официальными производителями B-Uhren были немецкие марки A. Lange&Sohne, Wempe, Laco и Stowa, а также швейцарский бренд IWC.

-10

Но и сегодня ключевые характеристики B-Uhren, Mark и Type 20 можно найти во многих моделях пилотских часов.

-11