Танк (англ. tank) — бронированная боевая машина, чаще всего на гусеничном ходу,[сн 1] как правило с пушечным и дополнительным пулемётным вооружением, обычно во вращающейся полноповоротной башне, предназначенной в основном для стрельбы прямой наводкой.[1]
На ранних стадиях развития танкостроения иногда выпускали танки с исключительно пулемётным вооружением, а после Второй мировой войны проводились эксперименты по созданию танков с ракетным вооружением в качестве основного. Известны варианты танков с огнемётным вооружением. Определения танка как боевой машины было разным в разных армиях, так как их назначение и способы применения в разные эпохи менялись[2].
Танки времён Первой мировой войны могут быть неузнаваемы как современные танки (например, Сен-Шамон), или же, например, рядом специалистов шведская машина Strv-103 классифицируется не как танк, а как истребитель танков[3][4]. Тяжёлый штурмовой танк Tortoise (A39), хотя и назывался танком, не имел поворотной башни и поэтому некоторыми специалистами относится к сверхтяжёлым САУ. Некоторые гусеничные боевые бронированные машины (например, Тип 94), которые в советской литературе именовали «малыми танками», в западной литературе называют танкетками. В советской профессиональной литературе называлась и в настоящее время в России танкетками называется лёгкая бронированная гусеничная боевая машина без башни обычно с 1-2 пулемётами. Первоначально танкетки предназначались для поддержки пехоты, но из-за слабого вооружения и бронирования использовались в основном для разведки, охранения и др.[5]
Основное отличием современного танка от других боевых машин с пушечным вооружением — возможность быстро переносить огонь в широких пределах горизонтальных углов. В подавляющем большинстве такая возможность реализована за счёт установки пушки в полноповоротной башне. Хотя есть немногочисленные исключения[сн 2]. Самоходная артиллерийская установка (САУ) может быть схожа с танком конструктивно, но предназначена для решения других задач: уничтожения танков противника из засад или огневой поддержки войск с закрытой огневой позиции, поэтому имеет некоторые отличия, прежде всего это касается превосходства у САУ огневой мощи над защищённостью[6].
Это MK самец.
Изображение взято по ссылке — http://bronetehnika.narod.ru/t34-57/t34-57_2.jpg
См. также: Восточный фронт.
• M4A2 — 1990 единиц.
• M4A2(76)W — 2073 единицы.
• M4A4 — 2 единицы. Пробные поставки. От заказа отказались по причине бензиновых двигателей.
• M4A2(76)W HVSS — 183 единицы. Поставлены в мае—июне 1945 года, в боевых действиях в Европе участия не принимали.
ИСУ-152 (Объект 241) — советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины буква «И», в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» — самоходная установка, означает «на базе танка ИС». САУ того же калибра под названием СУ-152 выпускалась на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины.
Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в июне — октябре 1943 года и принята на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 6 ноября того же года. Тогда же началось её серийное производство на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), продолжавшееся до 1946 года. Несколько машин этой марки выпустил в 1945 году Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ). ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались Вермахтом и армией Финляндии. Известна только одна фотография (датированная 1944 г.) с ИСУ-152, используемой армией Финляндии.
В послевоенный период ИСУ-152 прошли модернизацию и долго состояли на вооружении Советской армии. Они также поставлялись для оснащения египетских вооружённых сил. Переданные Египту самоходки принимали участие в арабо-израильских вооружённых конфликтах на Ближнем Востоке. Участвовали в Шестидневной войне в виде неподвижных огневых точек закопанных в песок по надгусеничные полки. В Египет поставлялись немодернизированные варианты, однако на них была установлена система ПНВ с ИК-прожектором, смонтированном попарно с фарой в защитной корзине слева от орудия. Начиная с середины 1970-х годов, ИСУ-152 были сняты с вооружения Советской Армии и заменены более современными САУ; некоторое количество уцелевших от разрезки на металл машин сейчас служат памятниками и экспонатами в музеях различных стран мира.
Жаргонное название ИСУ-152 — «Зверобой». В Вермахте её называли «Dosenöffner» (с нем. — «консервный нож»)
У этого термина существуют и другие значения, см. Panzerkampfwagen.
Panzerkampfwagen VIII «Maus» (Maus — «Мышь», Sd.Kfz 205, иное название — Porsche Typ 205 или Pzkpfw.VIII Maus) — сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса - 188,9 тонн). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях участия не принимали. На данный момент в мире сохранился только один танк «Маус», собранный из частей обоих экземпляров,[источник не указан 539 дней] в Бронетанковом музее в Кубинке.
В конце 1942 года по инициативе Гитлера начались работы над «танком прорыва» с максимально возможной бронезащитой. В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Крупп», «Даймлер-Бенц» отвечала за двигательную установку, а «Сименс» — за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы «Алкетт». Проект «тип 205», разработанный Фердинандом Порше, был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов танка «Маус».
23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Стоит отметить, что пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалась легкость управления танком. Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.
Полноразмерный деревянный макет танка был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года, а первый прототип «Мауса» поступил на ходовые испытания в декабре 1943 года. После их довольно удовлетворительных результатов танк был оборудован настоящей башней для артиллерийских стрельб и полным комплектом внутреннего оборудования. Второй недостроенный прототип был оборудован дизельным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 517, как оказалось, капризным и ненадёжным в эксплуатации.
Масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу.
В бою эти танки испытаны не были. В апреле 1945 года, при приближении частей Красной Армии к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации. Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке. После испытаний силовая установка, как и всё внутреннее оборудование, было демонтировано. В настоящее время танк находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.[6]
Экипаж машины состоял из шести человек. Сиденья водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1590 л. каждый.[1] Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем
Сперва на танк предполагали установить дизель, который был значительно экономичнее карбюраторного двигателя, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин. Недостатком дизельных двигателей была низкая устойчивость к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель «Даймлер-Бенц» МВ 509, ведь применяя уже готовый двигатель можно было сэкономить время, необходимое для создания новой силовой установки. За двигателем, дальше к корме находился генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой стороны генератора — вспомогательный двигатель, с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.
Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.[1]
Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и 2х-пушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигателипитались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.
- О-И (танк)Содержание
В своей книге «Воспоминания солдата» Гейнц Гудериан писал.
История производства Производитель Krupp Характеристики Масса, кг
1 000 000 Бронирование, мм150—400Тип и модель двигателя 8 × Daimler-Benz MB501 (20-цилиндровый судовой дизельный двигатель)
или 2 × MAN V12Z32/44 (12-цилиндровый судовойдизельный двигатель)Скорость, км/чдо 40Мощность двигателя, л.с.16 000 или 17 000Запас хода, км500Подвескаторсионная подвескаОсновное вооружение2 × 283-мм корабельная пушка SKC/34Дополнительное вооружение1 × 128-мм KwK 44 L/55,
8 × 20-мм FlaK 38,
2 × 15-мм MG 151/15Длина, мм35 000Ширина, мм14 000Высота, мм11 000Экипаж (расчёт), чел.36У этого термина существуют и другие значения, см. Крыса (значения).Эта статья о невоплощенном в жизнь проекте..
Landkreuzer P. 1000 «Ratte» (нем. Ratte — «Крыса») — обозначение сверхтяжёлого танка, проект которого разрабатывался в Германии в 1942—1943 годах под руководством Эдварда Гротте. Полное название танка расшифровывается как «сухопутный крейсер весом 1000 тонн „Крыса“».
Примечательно, что в 1931 году в СССР рассматривался проект очень схожей машины, выполненный тем же автором — 1000-тонного танка ТГ-5.
Данный танк иногда называют "сухопутным кораблем".
Содержание
23 июня 1942 года инженер Эдвард Гротте, занимавшийся в министерстве вооружений вопросами строительства подводных лодок, вместе со своим коллегой доктором Гаккером представил Адольфу Гитлеру проект сверхтяжёлого танка «Landkreuzer» (рус.Сухопутный крейсер) массой около 1000 тонн. После обсуждения проекта с рейхсминистром вооружений Альбертом Шпеером 29 декабря разработка чертежей была завершена и проект получил условное обозначение Ratte — «Крыса». Однако непреодолимым препятствием для «Крысы» стало отсутствие технологий и оборудования для производства и здравый смысл Шпеера, который в начале 1943 года закрыл все проекты «Сухопутных крейсеров».
Танк «Крыса» должен был иметь вес до 1000 тонн. Численность экипажа составляла 21—36 человек. Танк был очень большой. Длина составляла 35 метров, ширина — 14 метров, а высота — 11 метров. Бронирование танка достигало 150—400 мм. Также предполагалось встроить в танк гараж, где разместят два разведывательных мотоцикла BMW R12, несколько кладовых и санузел.
Основным вооружением танка стали две 283-мм корабельные пушки SKC/34, установленные во вращающейся башне, располагавшейся в передней части корпуса. По поводу расположения 128-мм пушки KwK 44 L/55 нет единства у историков: по одной версии одно 128-мм орудие устанавливалось, помимо двух 283-мм, в главной башне, по другой версии в корме танка находились ещё две башни, в которых располагалось по одному 128-мм орудию. В носовой части танка было два 15-мм пулемёта MG 151/15. Также на танк ставилось восемь 20-мм зенитных орудий FlaK 38 в двух счетверённых установках.
На танк предполагалось устанавливать восемь 22-цилиндровых судовых двигателей Daimler-Benz MB501, мощностью 2000 л. с., или два 12-цилиндровых судовых двигателя MAN V12Z32/44, мощностью 8400 л. с. каждый. Запас хода танка должен был составлять около 190 километров, а скорость — до 40 км/ч, что очень маловероятно.
В сухопутной войне танк «Крыса», обладая низкой подвижностью (вследствие больших размеров и сравнительно низкой удельной мощности), был бы неуязвим для настильного огня артиллерийских орудий (кроме сухопутной артиллерии особой мощности) и обычных противотанковых мин, однако уязвим для бомбардировки с воздуха и гаубичного обстрела, так как единственной защитой от атак с воздуха у него были зенитные установки. Логистическое обеспечение подобной сверхтяжёлой машины представляло бы чрезвычайно сложную проблему; доставка «Крысы» к полю боя могла быть осуществлена только при длительной предварительной инженерной подготовке местности. Сам танк, ввиду высокой заметности и невозможности адекватной маскировки, при любой остановке превращался бы в мишень для гаубичной артиллерии, поражающей его слабозащищённую верхнюю часть. Ещё стоит отметить, что такие преграды, как многоэтажные дома, такой танк способен разрушить без применения боеприпасов. В то же время, как показывает практика городских боёв, танк, независимо от размера, в этих условиях весьма уязвим. Немаловажен и тот факт, что боекомплект в любом танке крайне ограничен, поэтому, несмотря на довольно мощные орудия «Крысы», их применение вряд ли бы могло отличаться по эффективности от куда более лёгких танков. Танк «Крыса» мог рассматриваться как одно из возможных воплощений «чудо-оружия», однако его создание не способно было оказать существенного влияния на ход войны. В итоге была построена лишь башня главного калибра, которую установили на бетонное основание и проводили стрельбы(сохранились кадры кинохроники).