Warning! Всё, написанное ниже, является моим личным мнением и не претендует на объективность. Это только оценочное суждение.лавные персонажи, кадр из Neon Genesis Evangelion 1995 г. (статья содержит спойлеры)
Евангелион - классика аниме, с этим поспорить сложно. Я, как и многие другие, предпочитаю оригинальную версию 95-го года. Новый же Евангелион для меня как поддельные ёлочные шары - внешне вроде бы то же самое, но радости от них никакой.
Может быть впоследствии, как выйдет последняя ОВА, я сделаю сравнение старого и нового сериала. Но сегодня я буду говорить исключительно о классическом изображении этих персонажей.
Многие знают о том, что Анно (режиссер и сценарист) страдал от депрессии до и во время создания Евангелиона. Поэтому я не могу не опираться на этот факт во время разбора. И первое, что хочется обсудить - это, конечно же, наболевший вопрос о том, кто же является лучшей девочкой Евангелиона.
Ну или то, что под этим вопросом может скрываться.
Аянами Рей и Аска Сорью Лэнгли. Две абсолютные противоположности. Кудере и цундере. Лёд и пламя. Эскапизм и адаптация к реальности... Что?
Я предлагаю смотреть на этих персонажей глазами подсознания Синдзи, а значит и немного глазами страдающего от депрессии и проходящего терапию режиссера.
АЯНАМИ РЕЙ
Спокойная тихая девушка, без социальных связей (кроме связи с Гендо Икари), отчужденная и малоэмоциональная. Но она не "пустышка", внутри которой ничего нет, внутри неё есть эмоции и чувства. Просто очень глубоко внутри. Как говорил в интервью сам Анно: «Я не хочу показать, что у этой девочки нет чувств, она просто не знает о них».
Когда Синдзи находится рядом с Рей, то ритм повествования заметно замедляется. Синдзи уходит в себя, он менее активно реагирует на окружающий мир и становится более пассивным. При взаимодействии с Рей он не строит социальных связей, лишь принимает навязанные (как в случае с Мисато). Пилотирование при этом он воспринимает как навязанный долг, пугающую, угрожающую жизни обузу.
Кроме того, что Рей является одним из интересов Синдзи. Многие уже говорили о том, что во влечении Синдзи к Аянами просматривается эдипов комплекс. Я же хочу сделать упор на другом. Рей - это возвращение к несуществованию. Не к смерти, а именно к несуществованию. Отсутствию жизни. Быть с ней всё равно что вернуться в лоно, быть живым и одновременно изолированным и защищённым от жизни. Сбежать от боли, но не умереть.
Поэтому я считаю, что Рей - воплощение эскапизма, возможности убежать от внешнего мира, обрыв социальных связей и уход от переживаний и боли в состояние отчужденности в том числе и от собственных эмоций.
АСКА ЛЭНГЛИ СОРЬЮ
Шумная, самоуверенная, сильная девушка, легко устанавливающая поверхностные социальные контакты. Ключевое слово: "поверхностные". Она очень эмоциональная и не боится проявлять эти эмоции. Одно из основных стремлений Аски - это стремление быть замеченной и оцененной. Это движущая сила персонажа.
Она появляется не с самого начала, а с её появлением ритм и даже стиль повествования резко изменяется. Аниме начинает напоминать школьный сенен, появляется больше юмористических вкраплений. У Синдзи появляются друзья в школе, переживания, выходящие за рамки пилотирования и отношения с отцом. Переживания, касающиеся не только его самого, но и внешнего мира.
Соревнуясь и контактируя с Аской, Синдзи адаптируется и раскрывается. У пилотирования появляется новая мотивация, это перестает быть просто долгом. И, конечно же, немногим позже наступает отрезвление.
Здесь я, пожалуй, сделаю небольшое отступление. Можно было бы сказать, что полной противоположностью Рей должна являться яркой, беззаботной и очень оптимистичной девушкой, с легкостью заводящей друзей и легко превозмогающей любые трудности. Но для меня главная противоположностью Рей ака "спокойное несуществование" является персонаж, который сможет вместить в себя как положительные, так и отрицательные моменты жизни.
Аска как идея "внешнего мира" для Синдзи включает в себя как притягательную часть вроде социальных связей, влюбленности, открытия сексуальности, возможности выражать свои эмоции, так и отрицательные - боязнь быть в итоге сломанным, страх быть отвергнутым, стать объектом для агрессии. Из-за её присутствия Синдзи выходит из зацикленной саморефлексии. Возможно, его тянет к Аске, потому что воля к жизни в принципе достаточно сильна. Идея несуществования привлекательна, но не сравнима с инстинктивной тягой к полной жизни.
Пожалуй, если касаться темы депрессии, то я сравню Аску с терапией. Появляется не с начала сериала, воспринимается сначала в штыки, затем при первых успехах происходит окрыление и появляются розовые очки, которые обязательно разобьются позднее.
Аска теряет уверенность в себе. Вернее сказать, её уверенность в себе всегда была лишь фикцией, а успехи, которых она добилась, подпитывали иллюзию, которая держалась до первого поражения. Как персонаж, она похожа на карточный домик, построенный наоборот. Стоит упасть нижней части - и всё остальное летит к чертям. Личность, построенная на внешнем проявлении успеха, мгновенно распадается. Исчезает воля к жизни, а с ней стирается и Аска, остается только пустое тело. Теперь Аску можно сравнить разве что с симуляцией существования.
Именно с комой Аски связана моральная кома и разрушение Синдзи. Этот откат назад, к желанию несуществования. Именно тут в полной мере проявляется тот самый страх, о котором говорилось выше. И после появления он будет до самого конца.
НЕМНОГО О КОНЦОВКЕ
Я не буду говорить о всей концовке Евангелиона. Это сложная, многосоставная тема, в которой есть о чём поговорить Тут будет только немного слов именно о концовке Евангелиона сквозь призму обсуждения Рей и Аски как стремления к самоотчуждению или адаптации.
И, конечно, берем только события The End of Evangelion.
Итак, комплементация человечества практически состоялась. Стремление к возвращению в лоно, к отсутствию одиночества и отсутствию существования. Всё, что воплощала в себе Рей Аянами. В комплементации сливается всё: эскапизм, желание избежать одиночества и нежелание устанавливать связи. Страх быть обманутым и отвергнутым. Побег от боли и страданий. Всё это приводит к смерти человечества.
Если вернутся к аналогии к терапии, то можно сказать, что вместе с Синдзи мы прошли путь от депрессии, отрицания эмоций, неспособности строить связи с людьми вверх к принятию счастливых моментов в жизни, радости нахождения в социуме и открытию сексуальности. И затем снова вниз, через разрушение, отчуждение и почти сломленную волю к жизни к самой глубокой точке депрессии и мыслям о смерти. В конце Евангелиона нам на самом деле показали счастливый конец, насколько он может быть счастливым в данной ситуации. Мы видим Синдзи и Аску, сидящих на берегу разрушенного мира. Пусть это было сложное решение, он всё же выбрал опасную, деструктивную, но такую желанную реальность, которую теперь должен научиться принимать такой, какая она есть.