- Какие документы теперь имеет право запросить инспектор
У инспекторов ГИТ новый регламент проверок (утв. приказом Минтруда от 13.06.2019 № 160, далее — Регламент). В статье — важные правила из этого документа и подсказки в пользу работодателей. Учитывайте их, чтобы успешно пройти проверку. Нововведения работают уже с 22 октября 2019 года. Кардинальных изменений по сравнению с прошлым регламентом нет, зато многие правки выгодны и полезны компаниям.
До 10 ноября компанию должны включить в план проверок
Совет: до прихода инспектора пройдите самопроверку. Используйте вопросы из чек-листов, а также сервис «Электронный инспектор». Роструд утверждает, что данный сервис сэкономил компаниям 11 млрд 125 млн ₽. Это сумма штрафов, которых избежали работодатели, если исправили выявленные «Электронным инспектором» нарушения.
План проверок будут публиковать на сайте ГИТ региона до 10 ноября года, предшествующего году проведения проверок (п. 41 Регламента). Раньше это делали до 1 декабря. Таким образом, у работодателей стало больше времени для подготовки.
В Регламенте закрепили принцип риск-ориентированного подхода при проведении проверок, введенный еще в 2017 году. Разъяснили, что категорию риска автоматически определяет специальная система. Для этого она использует сведения о травматизме и задолженности по зарплате из отчетов Роструда и данные о численности работников, дате госрегистрации, виде экономической деятельности организации из системы межведомственного взаимодействия с ФНС (п. 33 Регламента). Тех, кого система отнесла к категории низкого риска, планово не проверяют. Если риск высокий — компанию будут вносить в план проверок каждые два года, значительный — каждые три года, средний — максимум один раз в пять лет, умеренный — не чаще чем один раз в шесть лет.
Обратите внимание. О плановой проверке компании напомнят минимум за три рабочих дня. Инспектор передаст работодателю копию распоряжения или приказа о начале проверки любым доступным способом. Например, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это правомерно, если адрес электронной почты юрлица указан в ЕГРЮЛ либо был представлен самим юрлицом в Роструд (п. 53 Регламента, ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — Закон № 294-ФЗ).
Сведения от третьих лиц о непредоставлении отпусков — основание для проверки
Среди оснований для внеплановой проверки — поступление в ГИТ заявления гражданина, юрлица или информации от органов госвласти, местного самоуправления, СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (п. 90 Регламента). Кроме того, в качестве отдельного основания для проверки названо мотивированное представление должностного лица Роструда, составленное на основании рассмотрения такой информации.
В п. 91 Регламента разъяснили, когда может возникнуть угроза причинения вреда жизни и здоровью. Например, проверку могут инициировать на основании данных из СМИ о том, что работников не отпускают в отпуска или заставляют работать сверхурочно.
Обратите внимание. О проверке на основании сообщения об угрозе жизни и здоровью инспектор компанию не уведомляет (п. 98 Регламента). Аналогичного правила в отношении проверок на основании мотивированного представления инспектора в Регламенте нет, но оно есть в ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Таким образом, инспектор и в этом случае не будет уведомлять компанию о внеплановом визите.
Инспектор будет запрашивать только те документы, которые указаны в Регламенте
На заметку: в Регламенте отразили применение проверочных листов. Закрепили, что они обязательны при плановых проверках. Предмет проверки должен ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Реквизиты проверочного листа, который инспектор будет использовать, указывают в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки.
В Регламенте закрепили исчерпывающий перечень документов, которые может запросить ГИТ. В прежнем регламенте такого списка не было. Перечень обширный: документы не поименованы закрытым списком, а разделены на группы. Например, документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части охраны труда, индексации зарплаты. В том числе инспектор может попросить предъявить запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги (п. 13 Регламента).
>>>задать вопрос on-line через ВКОНТАКТЕ
Появление такого закрытого, хоть и широкого, перечня полезно работодателям. Если инспектор в ходе проверки запрашивает документ, который не относится к группам из п. 13 Регламента, то работодатель не обязан предоставлять такой документ. В этом случае надо направить в ГИТ мотивированный ответ, в котором сослаться на то, что запрашиваемого документа нет в исчерпывающем перечне документов, которые могут быть истребованы у работодателя. При этом не давать инспектору документы имеет смысл, только если они не относятся к предмету проверки. Если же документ не поименован в перечне, но может подтвердить позицию работодателя, его можно предоставить.
Документы, которые указаны в п. 14 Регламента, инспектор получает от других ведомств в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Требовать эти документы от работодателей инспектор не вправе (п. 8 Регламента).
Рассказали о новых правилах проверок ГИТ. Узнайте, к чему теперь надо быть готовыми, если в компанию придет инспектор.
Пример
Сведения о задолженности по страховым взносам до 1 января 2017 года инспектор запрашивает у ФСС и ПФР, а после 1 января 2017 года — у ФНС. У налоговой инспектор также запросит сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
Обратите внимание. Работодатель вправе предоставлять инспектору любые документы. Но иногда излишняя активность в этом вопросе может навредить компании. Поэтому перед тем, как передать документы, которые не запрашивал инспектор, убедитесь, что в них нет положений, не соответствующих требованиям трудового законодательства. Иначе инспектор, заметив нарушения, вправе отразить их в акте и привлечь работодателя к административной ответственности, несмотря на то, что документы не относятся к предмету проверки.
Инспектор не будет проверять исполнение советских актов и писем Роструда и Минтруда
Интересно знать: 136,9 тыс. проверок провела ГИТ в 2018 году; 92,7 процента из них — внеплановые. Нарушения нашли в 91,9 тыс. проверок. По итогам инспекторы назначали 3 млрд 251 млн ₽ штрафов.
В Регламенте прямо указали, что инспекторы не вправе проверять выполнение требований, установленных НПА органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также документов, не обязательных к применению (п. 8 Регламента). В последнем случае речь идет в том числе о письмах Роструда и Минтруда. Фактически это не новая норма, а разъяснение для инспекторов. Аналогичный запрет содержится в Законе № 294-ФЗ.
Учтите, что до 1 июля 2022 года инспекторы могут проверять выполнение требований советских актов, касающихся:
— применения квалификационных справочников, списков работ, с учетом которых досрочно назначают страховую пенсию, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочную пенсию;
— установления районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (Федеральный закон от 30.10.2017 № 308-ФЗ).
Обратите внимание. То, что инспектор не может проверять исполнение актов советского периода, не отменяет обязанность работодателя соблюдать те из них, которые не противоречат ТК. Работник может добиться исполнения таких норм в суде.
>>>КСТАТИ, ПОД ВИДОМ ИНСПЕКТОРА МОЖЕТ СКРЫВАТЬСЯ МОШЕННИК
>>>Проверка компании с филиалами не будет длиться дольше 60 рабочих дней
Поделитесь своим мнением в обсуждении к публикации, а самой публикацией – со своими знакомыми, которым может быть полезно знать эту информацию, подписывайтесь на канал.
Подпишитесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить интересный и полезный юридический контент
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram
Благодарю за внимание!