Найти в Дзене
НЭБ

Гражданская авиация

Иногда мы в Национальной электронной библиотеке делаем особенные подборки. Одна из таких посвящена самолетам.

Плакат 1939 года, художник Добровольский В. Н.
Плакат 1939 года, художник Добровольский В. Н.

Официальным днем рождения гражданской авиации в СССР считается 9 февраля 1923 года, когда Совет труда и обороны принял постановление об организации Совета по гражданской авиации при Главвоздухфлоте.

В том же 1923 году открылась первая авиалиния из Москвы в Нижний Новгород протяженностью 420 километров. В конце 20-х и в 30-е годы активно строились самолетостроительные заводы, создавались исследовательские центры и разрабатывались отечественные двигатели.

В 1930-е годы построили больше 20 тысяч истребителей и бомбардировщиков. Тогда же набирало темпы производство пассажирских самолетов: К-5, ПС-9, ПС-35, ПС-84, АИР-6, ХАИ-1, «Сталь-2» и «Сталь-3».

В 1932 году был основан «Аэрофлот», которому подчинились «Трансавиация», «Снабаэрофлот», «Граждавиапром», «Граждавиастрой», «Дирижаблестрой» и «Сельхозавиация». В том же году работники организации начали носить униформу.

Плакат 1945 года, автор Слыщенко В. С.
Плакат 1945 года, автор Слыщенко В. С.

С 1940-х на авиалиниях гражданской авиации применяли эшелонирование по высоте полета. Тогда же развивалась санитарная авиация.

С 1953 года рядом с аэродромами начали устанавливать наземные обзорные радиолокаторы. В 1950-е «Аэрофлот» ввел в эксплуатацию Ту-104, один из первых реактивных самолетов в мире.

К концу 1950-х годов авиасообщением обеспечили все столицы союзных республик, а также областные и краевые центры страны. К 1970 году регулярные рейсы выполнялись в 59 стран, к 1990 — в 98.

Авиационной отрасли потребовалось всего шестьдесят лет, чтобы достичь уровня железнодорожных перевозок. Разумеется, прогресс фиксировался в литературе: газеты, плакаты, книги для взрослых и детей.

Даже если знаешь законы физики, не покидает ощущение, что самолеты работают на магии и волшебстве. Когда они стали чаще подниматься в небо, каждый мальчишка мечтал сесть за штурвал крылатой машины. Самолеты символизировали технологическую мощь, а пилоты — храбрость и интеллект.

Подборка «Гражданская авиация в СССР. История. Факты. События» доступна по ссылке: avia.rusneb.ru.