Найти тему
Ольга Приписанцева

Эмоциональное выгорание на работе. Как себе помочь?

Оглавление

Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).

Что такое эмоциональное выгорание я знаю не по наслышке. В своей жизни мне приходилось с этим сталкиваться и преодолевать подобные состояния несколько раз. Некоторые такие ситуации были пережиты особенно болезненно: приходилось менять работу, место жительства и даже кардинально сферу деятельности.

Помимо основной занятости, я вовлечена в event-индустрию и занимаюсь организацией крупных событий уже более 10 лет. И вот что могу сказать с уверенностью: мне не встречалось ничего более изматывающего, чем создание праздничных мероприятий. Особенно, когда это крупные городские праздники, требующие огромной концентрации внимания на множестве деталей. Нужно не упустить ни единой мелочи, четко соблюдать тайминги, координировать огромное множество людей: начиная от участников сценарной части программы и волонтёров, заканчивая - прессой, фотографами, звукорежиссерами и другими специалистами, без которых не проходит ни одно городское событие.

После закрытия каждого подобного проекта, я стараюсь брать перерывы (от 2 дней до нескольких недель) вообще во всех рабочих процессах на эмоциональный, физический отдых и восстановление. Но, если вдруг этого не происходит, начинается ад на земле... Постепенно исчезает чувство ответственности, коллеги становятся неприятны, а общение с ними - в тягость, отношение к работе делится на две категории: либо всё ужасно раздражает либо отношение к процессу и результату работы становится совершенно безразличным, а свои обязанности постоянно хочется переложить на "кого-то другого". Заканчивается это всё, как правило, затяжными депрессиями, бессонницей и переносом "рабочих" проблем на частную жизнь.

Вот оно — пресловутое эмоциональное выгорание, которое Всемирная Организация Здравоохранения наконец-то признала болезнью и добавило в официальную классификацию. А если это стало определяться заболеванием, значит, в связи с этим, могут быть выданы больничные листы и назначен курс лечения.

За последние годы, на моих глазах эмоциональное выгорание на своей шкуре пережило множество прекрасных специалистов. Основная причина заключается в том, что в динамичных, растущих, постоянно развивающихся компаниях от работников требуют точно такой же индивидуальной динамики роста на сверхскоростном режиме, быстрой прокачки профессиональных навыков. Так запускаются жернова системы - как только человек выгорает в этой бесконечной гонке за прогрессом, на его место приходит другой... Чем крупнее становится бизнес, чем амбициознее планы у руководства компании, тем более неприподъёмным становится труд для её сотрудников. И, как следствие, происходит сильное эмоциональное выгорание, которое стало очень актуальной проблемой в современном мире.

Давайте разберёмся подробнее с какими сотрудниками это чаще всего происходит и почему вообще такое случается.

1) С людьми, у которых рабочий темп не соответствует специфике темперамента.

-2

Например, для холериков свойственна высокая скорость принятия решений, быстрота в работе, динамичные задачи. Особенность их психики связана с высокой нацеленностью на успех, важностью получить быстрый положительный результат. Таких людей в бизнесе называют спринтеры - их преимущество в сиюминутности, прорывных решениях, штурмах. Это очень эффективные сотрудники в режиме "короткого" стресса, в то время, когда длительное напряжение их истощает и они теряют интерес к задачам.

А для флегматиков всё наоборот. Как правило, это терпеливые сотрудники, устойчивые к неопределенности, кропотливые. Для них хороши длинные дистанции, задачи с "долгими" результатами и большим количеством переменных. Таких работников называют стайеры. И они мгновенно перегорают в ситуациях, в которых спринтеры чувствуют себя, как рыба в воде.

2) С теми, кто не умеет говорить "Нет". Особенно, если это в комплекте с обострённым чувством ответственности.

-3

Как правило, среди таких людей встречаются прекраснейшие представители человеческого рода, с тонкой душевной организацией, чуткостью и природной добротой. И, спасибо судьбе, я знаю немало таких примеров. Правда, желание помочь всем и сразу обычно заканчивается серьезными эмоциональными перегрузками, проблемами с таймингом, срывами сроков и общей неудовлетворенностью качеством, как рабочей среды, так и личной жизни.

3) Эмоциональное выгорание обязательно произойдёт тогда, когда работник принципиально не разделяет устройство рабочих процессов компании.

-4

Сотрудник с неорганизованной внутренней структурой (работник-хаос) всегда замечательно встраивается в полное отсутствие регламентов и хаотичный рабочий ритм, но сразу же гаснет в тех условиях, где всё разложено «по полочкам», а рабочий процесс чётко регламентирован графиком и нормативами. Но это работает и в обратную сторону: человек упорядоченной внутренней организации (работник-педант) эмоционально не справится с постоянным беспорядком в организации рабочих процессов и отсутствием четких правил и должностных инструкций.

4) Неудовлетворенность в работе может начать развиваться в выгорание, когда сотрудник чувствует себя "не на своём месте".

-5

Или, когда его профессиональные интересы не совпадают с той областью деятельности, в которой работает компания.

Аналогичные проблемы зачастую возникают, когда есть недопонимание во взаимоотношениях с руководством или размер оплаты труда (в т.ч. премий, бонусов) не соответствует ожиданиям сотрудника.

5) В современном мире всё актуальнее становится вопрос комфортабельности офиса, нематериальной мотивации.

-6

Многие специалисты, особенно IT- сектора, привыкли к оборудованным зонам отдыха, красивым офисным помещениям с дорогостоящей техникой, бесплатному питанию, тренажерным залам, интересным корпоративным мероприятиям и даже штатным массажистам. Порой, переход на более "спартанские" условия труда несёт за собой разочарование, нарастающую неудовлетворенность и, как следствие - выгорание.

Регулярно сталкиваясь в работе с любой из этих причин, а порой и с несколькими одновременно, сотрудник начинает испытывать постоянную усталость, недовольство и рано или поздно начинает осознавать бессмысленность своего труда. В лучших случаях это состояние переходит в хроническое – сотрудник постепенно привыкает к условиям и просто терпит, делая работу через силу, постоянно чувствуя, как мир несправедлив и на сколько тяжела его ноша. В худших — наступает сильная депрессия, которая зачастую серьезно влияет на качество жизни человека и порой толкает к фатальным, плохо обдуманным поступкам.

Как помочь себе справиться с эмоциональным выгоранием?

-7

Конечно, справиться с этим недугом можно, правда придётся серьёзно поработать над собой и принять во внимание все те огрехи, которые проявят себя. Разумеется, темперамент исправлять или деформировать не нужно, но можно постараться взять только плюсы и грамотно их использовать, обходя более слабые стороны.

Вы осознали, что холерик? — Начало положено. Теперь научитесь в затяжном проекте выделять короткие дистанции. И это позволит вам быть эффективным всё время.

Вы флегматик? Вас постоянно дергают на работе? Проекты надо было сдать еще "вчера", а информация по ним пришла только сегодня? — Есть вероятность, что решение этой проблемы: привести режим дня в норму, найти отдушину в хобби или сходить, наконец-то в давно заслуженный отпуск. А может, ситуация уже требует «крайних действий» и стоит поговорить с руководством о пересмотре своих должностных обязанностей или заработной платы?

Очень часто, при основательной рефлексии и самоанализе оказывается, что "пациент" просто вырос из должности или вообще занимается совсем не тем, чем на самом деле хочет.

Для тех, кто хотя бы раз в жизни задумывался о том, что жизнь к ним несправедлива и всё идёт "не в их кассу" или почему в то время когда к кому-то приходит успех и прибыль – кто-то еле-еле сводит концы с концами, есть универсальная техника, повсеместно применяющаяся в коучинге — "Пирамида Дилтса". Заострять внимание на подробном разборе этой техники не буду, но крайне рекомендую к прочтению статью по закрепленной ссылке (не смотря на то,что на сайте куча визуального мусора — контент хороший).

Общая суть в том, что эта техника позволяет выяснить, почему вы живете так, а не иначе и обладаете тем, что есть, а не чем-то иным. Это действительно факт: то, что вы получаете, находится в прямой зависимости от того, какие действия вы совершаете. А действия зависят, в свою очередь, от мыслей: каким образом вы делаете выбор, чем руководствуетесь? Выбор, в свою очередь, зависит от веры. Вера - от того, КТО ВЫ есть (кто вы вообще такой?), а это уже история о самоидентификации и самом главном извечном вопросе: "в чём смысл именно вашей жизни?".

-8

Последовательно проходя все ступени, начинаешь осознавать истинную природу своих мотивов и чувств. Охлаждаешь пыл, настраиваешь чёткую грань между действительностью и чрезмерными ожиданиями, осознаешь на какие именно стрессовые триггеры постоянно обращаешь внимание и наконец, "нащупываешь" идеальную модель взаимодействия со своими взглядами на профессиональную самореализацию и реальными обстоятельствами.

На первый взгляд такая задача кажется простой. Но это - вопрос индивидуальный. Порой бывает очень тяжело признаваться себе в том, что действуешь, руководствуясь навязанными чувствами долга, а не собственным желанием. Да и занят не тем, чем на самом деле хочешь.

А уж тем более – очень страшно принять решение "сойти с привычной колеи" и вновь вернуться к состоянию неизвестности и нового выбора.

Многие знают прекрасную, уже почти крылатую фразу, которая часто используется как шутка: «Всё, этот сотрудник сломался, несите другого». Эмоциональное выгорание действительно ощущается как севшие батарейки. Жернова бизнеса с легкостью перемолят даже самого прекрасного специалиста. Как говорится, незаменимых нет. Но тут приходит простая и очень по-житейски понятная ассоциация: никому в голову не приходит выбросить севший телефон. Мы просто его берём и вновь подзаряжаем или меняем севший аккумулятор.

Примерно так же можно помочь и самому себе. Главное - не удивляться сильно, если в процессе обнаружится, что всё это время вы использовали себя не по назначению.

-9