Найти тему
Евгения Т

Фильм-живопись «Стряпуха» (1965) (часть 2)

Продолжение

А днём в колхозе кипит работа. Перед нами расстилаются жёлтые степи Кубани, убранные поля и море цветущих подсолнухов, лазурное небо, изгибы широких кубанских рек и песчаных отмелей, на фоне которых разворачивается интрига, связанная с приездом новой стряпухи Павлины (Светлана Светличная) и нового комбайнёра Степана (Иван Савкин).

Кадр из фильма "Стряпуха"
Кадр из фильма "Стряпуха"

Даже кубанские ночи – яркие! Кипение жизни делает их такими. Ночь с удивительным лунным светом не скрывает героев, а, наоборот, удваивает их жизненную энергию. Герои по ночам не спят. Ночь в фильме – это не время спокойствия, шёпота и тишины, а активное время откровенных разговоров, гуляний, песен, прогулок по протокам, громкого смеха, работы, споров и ссор. Хлещет ночной серебристый летний дождь, блестит в лунном свете река, блестят глаза Павлины и… лицо деда Сливы. Он хоть и стар, но полон сил и по ночам тоже ведёт свою «яркую» жизнь.

-2

Вечерние сумерки дополняют полотно «Стряпухи» своими красками. Возвращается обоз в село, горит янтарно-оранжевый закат, и на его фоне оператор рисует милый образ Таисьи (Людмила Марченко), которая поёт под гитару «Я любил одну милую».

Кадр из фильма "Стряпуха"
Кадр из фильма "Стряпуха"

В фильме эта героиня всегда лирична. И теперь вечер тихонечко прорисовывает настроение Таисьи, её нежность, мягкость, а ещё – грусть Степана Казанца. Вечером, кстати, заканчивается и повествование в фильме – страсти улеглись, отношения выяснены, пары сложились.

В «Стряпухе» очень много портретных планов героев, их лица хочется рассматривать, а героинями нельзя не любоваться! (Я потираю руки – наконец-то добралась до главной героини!) Синие глаза Светланы Светличной под чёрными бровями, простая нить голубых бус на красивой загорелой коже, высокая прическа, во время работы спрятанная под белый хлопковый платок, – её образ звучит как отдельная тема в сюжете фильма. Признаюсь, брюнеткой она мне нравится больше.

Кадр из фильма "Стряпуха"
Кадр из фильма "Стряпуха"

Невероятная красавица! Ну, это Светличная (резюмирую я), секс-символ советской эпохи. Но как же она статна, грациозна и женственна в простых хлопковых блузках и прямых юбках. Она не только шикарна, но и колоритна в своей роли. Павушка так привычно-обыденно окатывает водой из ведра обеденный стол, тут же с силой, уверенно что-то отскабливает от него огромным поварским ножом, что кажется, что она занимается этим с момента окончания кулинарного техникума. Обычное дело. Взгляд следит за каждым движением королевы в роли стряпухи (и хорошо, что не наоборот!), и оторваться невозможно.

Кадр из фильма "Стряпуха"
Кадр из фильма "Стряпуха"

Вообще, светлые летние платья – белые, розоватые, голубые, – красиво оттеняющие загар лиц, ног, рук, всегда туго затянутые платки на головах, очень женственные силуэты героинь особенно ярко видны на цветном кубанском ковре из полей, дорог, рек, неба и зелени. И такая сочность во всех этих красках, что каждый раз непременно хочется досмотреть фильм до конца, до хэппи-энда.

-6
Кадр из фильма "Стряпуха"
Кадр из фильма "Стряпуха"

Мужские образы – Казанца и Чайки – выразительны по-иному. Если красота женщин отражается в статной внешности и бойком характере, то мужская красота, по-моему, проявляется через страстность и нежность. Страсть страстью, а откуда нежность? – спросите вы. Народ, вы когда-нибудь слышали, чтобы влюблённый мужчина, подходя с просьбой к женщине-обидчице, ещё не примирившись, ласково обратился к ней? Для меня это стало целым открытием: в разговоре Казанец обращается к Павлине Павушка. Стоп-кадр! Как-как ты её назвал? Повтори? Нет, ты серьёзно?.. Нет ни гордыни, ни подобострастия, ни самоуничижения, а есть одна только добрая просьба не рассказывать о том курьезном случае. А то снова засмеют, и придется колесить по Кубани в поисках заработка. Разве это не нежность? И Павлина как женщина умная и деликатная, конечно, не проговорится (знаете, если бы проговорилась, – обозначился бы совершенно иной образ).

Кадр из фильма "Стряпуха"
Кадр из фильма "Стряпуха"

Все персонажи «Стряпухи» интересны своей живостью, полнотой и яркостью характеров. Они словно выстраиваются в галерею портретов для экспозиции к показу фильма, каждый из них – отдельное произведение искусства.

Всякий раз, когда мне хочется увидеть простую и радостную жизнь в кино, я вспоминаю «Стряпуху». Но не всякий раз пересматриваю – боюсь замылить, привыкнуть к ней и перестать любоваться каждым кадром фильма. Всё-таки это фильм-праздник, а праздниками можно пресытиться.

PS

Всё, что я написала, – только отдельные наброски к картине, цветовые пятна. Чтобы увидеть всё полотно, нужно посмотреть фильм полностью.

Благодарю за внимание к моей статье!

Прошу поддержать новичка. Ставьте лайки и оставляйте комментарии!