Умный Дзен часто показывает мне каналы коллег-педагогов, логопедов, дефектологов. И довольно часто там говорится о том, что детей с нарушениями развития много, и становится все больше и больше.
Собственно, живой опыт общения с коллегами подтверждает этот факт. На недавнем метод. объединении наиболее жаркие обсуждения вызвал доклад коллеги-логопеда о трудностях мотивации дошкольников к занятиям и невозможности следовать программе в связи с общей слабостью группы.
Уже в 5-6 лет дети демонстративно отказываются выполнять задания, у них нет внутреннего желания научиться говорить красиво и чисто, нет интереса учиться и узнавать новое, замечать и исправлять свои ошибки. Единственный работающий стимул - быть лучше других. Но когда лучшим быть не получается, происходит сброс негативной энергии в виде истерики, а интерес к занятиям падает до нуля.
Еще 10 лет назад в речевые группы набирали детей исключительно с нарушением звукопроизношения, так называемым ФФНР - фонетико-фонематическим нарушением речи. И логопед занимался тем, что ставил звуки к школе.
Сейчас же абсолютное большинство детей в коррекционных группах - это дети с задержкой развития (разного генеза и степени выраженности) и дошкольники с дизартрией. Последнее расстройство тоже выражается в нечеткости речи и трудностях звукопроизношения, но вызвано не просто неправильными действиями языка, а нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата или поражением того отдела мозга, что отвечает за артикуляцию.
Корректировать дизартрию в разы сложнее и дольше, чем исправлять звуки при ФФНР или дислалии. Есть даже мнение, что полностью правильных звуков добиться не удается в принципе, и задача логопеда при дизартрии - просто сделать речь понятной для окружающих.
При задержке развития страдает не только речь (что наиболее явно), но и другие высшие психические функции (восприятие, память, мышление). Детям с ЗПР трудно сосредоточиться на выполнении задании, они быстро устают, нередко имеют сопутствующие нарушения эмоционально-волевой сферы: либо крайне инертны, медлительны, либо склонны к припадкам и неконтролируемому поведению (последний вариант я наблюдаю чаще).
Я знаю, что дети с задержкой развития (ЗПР) должны посещать специализированные группы и учиться по особой программе. В крупных городах так оно, наверно, и есть. Но в провинции ни садов, ни школ для детей с ЗПР практически не осталось. Поэтому они посещают массовые дошкольные и школьные учреждения.
В детских садах, если они создают проблемы для воспитателей и других детей, их отправляют в речевые группы компенсирующей направленности, там хотя бы детей меньше. Если же поведение ребенка в рамках дозволенного, то родители могут узнать о проблеме только в начальной школе.
Собственно, у меня есть работа только благодаря таким детям. Раньше дефектологи (олигофренпедагоги) были только в специализированных садах и интернатах, сейчас же даже в нашей деревне в каждом (!) саду есть дефектолог.
Согласны ли Вы, что в XXI веке логопед - это не про звук "Р", а дефектолог требуется гораздо чаще, чем раньше? Почему так происходит?