Вряд ли создатели современной кока-кольной рекламы знают настоящий смысл фразы «праздник к нам приходит», который еще жив в памяти тех поколений, что взрослели в окружении советских новогодних открыток, войлочных игрушек, ваты и первых пластиковых елок.
Советский новый год, по своей атмосфере, несравним с другими праздниками календаря, ведь его с нетерпением ждали представители всех возрастов, а живопись об этом ярком периоде советской зимы можно смело выделить в отдельный жанр.
Традиционное новогоднее дерево, ну то есть елка, приносилась к празднику еще в дореволюционной России. Советская власть много чего поменяла в повседневной жизни русского народа, но особое отношение к елке сохранилось. У многих художников она - главный герой произведения, как, например, в картине Леонтия Мазанова "Новогодняя елка". Помимо праздничных украшений, автор показывает небольшой уголок типичной советской квартиры с узнаваемой обстановкой. Детей здесь нет, но игрушки и вся новогодняя атрибутика намекает на радостное ожидание скорого чуда.
Картина Федора Решетникова, известного нам по жанровому шедевру «Опять двойка», тоже несет в себе атмосферу приближающегося праздника. «Прибыл на каникулы» - это бытовая сцена с веселым настроением и уютной обстановкой. Молодой кадет отдает воинское приветствие дедушке, встречающему внука на пороге дома. На заднем плане – сестра маленького героя, в школьной форме и с красным галстуком пионера она заканчивает уроки, которые, в прежние времена, дети готовили прямо на обеденном столе. В углу, конечно, елка, именно по ней мы понимаем, что дело происходит перед Новым годом, а юный ученик отправлен встречать праздник дома, в кругу семьи.
Самая будоражащая по своей подаче, графическая работа - «Предновогодние хлопоты», созданная художницей Ереминой в 1953 г. Это классический открыточный сюжет с идеальной советской семьей, в которой трое ребятишек, работящие родители и совместный тематический досуг. Дети держат в руках игрушки и покупки из «Детского мира», а отец семейства водрузил на плечо пушистую елку.
Картина Александра Гуляева "Новый год" будто продолжает сюжет Ереминой, где в торжественной обстановке происходит украшение праздничного дерева. К занятию допущены даже самые маленькие члены семьи, которые подают игрушки матери. Бумажные флажки, картонная коробка из шкафа, любимые ритуалы – вся радость именно в ожидании праздника.
Сцена застолья в новогоднюю ночь показана у Пименова невзначай, словно подсмотренная робким ребенком, который должен был в это время спать. Особенно интересными предстают ворохи одежды и хаотично разбросанных сапог в прихожей, как знак того, что в доме веселье и гости.
Через открытую дверь мы видим саму сцену застолья: нарядные взрослые, которые поздравляют друг друга с наступившим только что новым годом - будильник на шкафу показывает полночь. А в прихожей забыт сверток, принесенный кем-то из гостей, с главными новогодними угощениями – сочно выписанными мандаринами.
Картина Александра Левченкова показывает постпраздничное утро. Художник мастерски передал атмосферу сонного дома, когда только малыши не знают покоя в поисках подарков под елкой. Кульминация главного действия свершилась, остался лишь неубранный стол в дымке раннего часа, как напоминание о недавно царившем здесь веселье. Картина написана в 1999 году, когда Советского Союза, как такового уже не было. Но настроение соответствует духу предшествующей эпохи, ведь часть советских традиций плотно вошла в нашу жизнь и с удовольствием соблюдается на протяжении вот уже 30 лет.