Замоскворечье (если не против, я сюда же отнесу и Якиманку) - это настоящий кладезь сохранившихся старинных церквей. На мой непрофессиональный взгляд, их плотность здесь превышает любой другой район Москвы. Большинство из них расположены вдоль трех главных артерий - Большой Полянки, Большой Ордынки и Пятницкой, но есть и те, которые "прячутся". Одна такая церковь расположена в Кадашевской слободе, и пропускать её никак нельзя!
СКАЖИ СНАЧАЛА, ЧТО ЗА СЛОБОДА?
Хороший вопрос. Чтобы не лезть в совсем уж исторические дебри, постараюсь рассказать кратко. "Кадаши" получили свое название от ремесленников-бондарей, мастеривших бочки ("кади" на старорусском). Впоследствии, к "бочникам" присоединились ткачи, другие ремесленники, и торговцы, а небольшая слободка расширилась для целого района. Помимо производств, здесь располагалось множество жилых домов, причем не из престижных. Старомосковское своеобразие слобода сохраняла вплоть до начала XX века, когда здесь начали строить первые доходные дома. Главным "возмутителем спокойствия" патриархальных Кадашей стал Пётр Михайлович Третьяков, основавший в бывшей усадьбе Кологривовых свою картинную галерею. Но даже после этого "традиционалисты" считали этот уголок самым, как модно ныне выражаться, аутентичным. Всему настал конец уже при СССР, когда историческое ядро Кадашей стало сжиматься под натиском современного строительства. По тем же Полянке или Якиманке сейчас и не скажешь, что они были частью тихой периферийной слободы. Новые этапы разрушения исторической застройки пришлись на расширение Третьяковки и точечную застройку 90-х и 00-х, когда была уничтожена Кадашевская набережная (это специально для тех, кто считает, что процесс уничтожения старины начался только после 2010 года).
ПОНЯТНО, ТЕПЕРЬ ДАВАЙ ПРО ЦЕРКОВЬ.
Она прячется внутри квартала, который образуют 1-ый, 2-ой и 3-ий Кадашевские переулки с запада, севера и юга соответственно, а также Ордынка с востока. Любопытно, что её довольно сложно заметить с соседних улиц за фасадами зданий, зато от Кремля и с некоторых более удаленных точек Замоскворечья ее колокольня и золотые купола отлично видны и привлекают внимание. Остается только найти - центральный вход на территорию находится в 1-ом Кадашевском переулке, тоже не самой оживленной точке района.
Как и большинство московских храмов, церковь Воскресения Христова "на Грязях" (поднее - "в Кадашах") изначально была деревянной и упоминалась еще в XV веке. Прообраз нынешнего здания был построен в конце XVIII века на деньги "представителей бизнеса", купцов Добрыниных - отца Кондрата и сына Лонгина. Советский архитектор Гали Владимировна Алфёрова, занимавшаяся реставрацией храма в 1960-ые для его передачи в музейное пользование, так описывает церковь:
Памятник богато украшен белокаменной резьбой. Сооружение завершается пятью высокими куполами. С западной стороны от него тонкой свечой ввысь уходит ажурная колокольня... В конце XVII в. в Москве появляются совершенно особые по своим формам, пышно украшенные резьбой здания... Они привлекают взор изысканным изяществом пропорций, ажурным силуэтом. Архитектурный стиль этих построек позже получил название «нарышкинское», или московское, барокко».
И ЧЕМ ОНО ТАК ИНТЕРЕСНО?
Синтезом старого и нового. С одной стороны, само расположение и первичная форма храма вполне типичны - он стоит вытянутым "кораблем" с запада на восток от колокольни до пятиглавой главной части. С другой - для своего времени она была практически революционной с точки зрения внешней отделки: "белокаменная резьба в виде виноградных лоз и листьев украшает выходящие на гульбище порталы верхней церкви, наличники окон увенчаны многоступенчатыми гребнями, использованы витые колонки, карнизы так же сделаны из белого камня". Узор как будто "растет вверх и расцветает". На южном фасаде разместили солнечные часы (которые восстановили в наше время) - эдакий прообраз будущих часов на колокольнях поздних храмов.
Необычно выглядят два пристроя у колокольни - их простой внешний вид и огромные полукруглые окна достаточно резко контрастирует с ажурными украшениями небольших прямоугольных окон старой церкви. Как и большинство старых храмов, Воскресенская церковь пострадала дважды - от пожара 1812 года (оправилась достаточно быстро и была отреставрирована минимум дважды - в 1860-х и 1890-х) и от советской власти, хотя тут ей тоже, можно сказать, повезло. Дело в том, что на фоне интереса к древнерусскому зодчеству её уже к середине XX века отреставрировала уже упоминавшаяся Г.В. Алфёрова, а затем оно было отдано не под клуб/склад/архив, а под вместилище реставрационного института, который поддерживал здание пусть и не в идеальном состоянии, но все же судьба его была гораздо более счастливой, чем у многих храмов, которым повезло меньше.
Отстоять Воскресенскую церковь удалось еще дважды - в 1990-х и 2010-х (во втором случае на церковную территорию пыталась залезть стройка очередного ЖК, которая грозила уничтожить часть сохранившейся исторической застройки). Сейчас рядом с церковью расположен музей "Кадашевская слобода", где можно посмотреть на любопытные археологические находки, связанные с историей этого места, а также живописная современная часовенка. Территория сейчас проходит через очередной этап благоустройства, что, конечно, вызывает очередные споры между теми, кто утверждает, что "так лучше", и сторонниками мнения, что подобная реконструкция убивает "дух времени". Я бы сказал, что истина где-то посередине - церковь после реставрации выглядит великолепно, а вот потрепанное окружение здорово работало на ту самую, неуловимую, атмосферу древности и старины, которая, конечно же, выветрится, когда все домики "отдраят" и отштукатурят заново.