Найти тему
КОРНЕЙ ПРУТКОВ

Необыкновенная история

Кадр из фильма "Обыкновенная история" (1970). Людмила Крылова и Олег Табаков
Кадр из фильма "Обыкновенная история" (1970). Людмила Крылова и Олег Табаков

Есть мнение, что "русская классика" в настоящее время не актуальна. Все эти жеманные кавалеры в панталонах, дамы с мопсиками, балы, голые плечи княжны Элен, камердинеры, денщики, горничные, Аси-Пьеры, cher ami.. все это давно засыпанный песком времени отживший культурный слой. В каком-то смысле разделяю этот взгляд. При условии, что культурный человек должен все русские классические романы пренепременно прочитать.
Вот давно хотел допрочесть Ивана Гончарова. "Обломова" читал, а остальные его 2 романа на "О" - нет. Теперь дошёл (спасибо буккроссингу!) до "Обыкновенной истории" (1846). Оказалось, что это первый роман писателя, его дебют в большой литературе. Роман воспитания, лег мне как бальзам на сердце. Сюси-муси XIX века, это да, ретродекорации. Однако же суть - отчетливо вневременная. Гончаров, видно, умный, проницательный мужчина был. Насквозь человека видел.

-2

Некий 20-летний барин Александр Федорович Адуев, переполненный восторгами и возвышенными мечтами, приезжает в "блистательный Петербург". Как бы к родному дяде, успешному Петру Ивановичу (40-ка лет), познавшему жизнь как она есть. Это два полюса произведения, две философии. Молодость и зрелость. Юный максималист, наивный романтик, наталкивается на весьма практичное, спокойное, уверенное мировоззрение Петра Ивановича. Адуев ищет любви, дружбы, понимания 999 пробы. Если не соответствуешь - "вон из моих алых парусов!" Он бежит от практицизма и цинизма дяди в, по его мнению, прекрасный чистый мир. Но мiр шире установок святош в футлярах и совершенно не желает "запихиваться" в отведенные пылким мальчиком ячейки. Адуев терпит фиаско и после 8 лет жизни в Петербурге полностью опустошенный (не верящий ни во что и никому) уезжает в свою глухую провинцию - деревню Грачи. Чем не Печорин, Онегин и Чайльд-Гарольд?!

Но настолько филигранно прописавший процесс взросления человека И. Гончаров был чужд эмоциональному романтизму. Он даёт своему герою второй шанс. Адуев, переосмыслив свою жизнь, снова едет в Питер, чтобы стать таким, как дядя - разумно-расчетливым трезвомыслящим человеком дела. Русским Джоном Голтом, по терминологии Айн Рэнд. Которого из романа в роман и искал на Руси Гончаров.

Столько много параллелей с генезисом собственного мировоззрения обнаружил при чтении, именно на фоне русской действительности, что даже не знаю.. Очень бы рекомендовал читать юношам и девушкам на заре взросления как антидот от слишком розового взгляда на бытие (любовь М и Ж, дружбу, призвание, труд, семью). Особенно хорош монолог Петра Ивановича о выборе жены, любви и спокойствии сердца.
А то ведь наломают из-за природно-химической эйфории дров наивные простаки, а потом весь мир винят))
Прочитал и мнение Виссариона нашего Григорьевича Белинского об этой книге. Боялся, что он за Адуева будет. Но нет, он - за Петра Ивановича.

"Обыкновенная история" Иван Гончаров . Иллюстрация к роману. Минаев В.Н.
"Обыкновенная история" Иван Гончаров . Иллюстрация к роману. Минаев В.Н.

PS Надо отметить, что от Печорина, Гёльдерлина, Клейста, Лермонтова, Йена Кертиса и ко молодой Адуев разительно отличается - он глуп и бесталанен. Стать Джоном Голтом или Джимом Моррисоном, в общем, два вполне себе не плохих пути. Не дал Бог вдохновения и таланта (поэты и пророки редки в людской массе), деловитый Штольц и Столыпин - весьма прекрасное призвание.

В наш век дезинтеграции лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ

Буду признателен за донаты на новые книжки:

СПАСИБО!