Небольшая киноподборка, посвященная разножанровым фильмам, в которых действие или целиком разворачивается внутри железнодорожного транспорта, либо последний выступает ключевым сюжетным элементом. Все фильмы расположены строго в хронологическом порядке.
10 фильмов, где поезда имеют значение
Леди исчезает (The Lady Vanishes), 1938, режиссер - Альфред Хичкок
Классический шпионский триллер от маэстро саспенса, который давно вошел во все киноучебники о том, как снимать герметичные триллеры в замкнутом пространстве. А движущийся поезд - это одновременно замкнутое и динамичное пространство.
Высокая цель (The Tall Target), 1951, режиссер - Энтони Манн
Не слишком популярный в России фильм (насколько мне известно, на русский не переводился), триллер, действие которого разворачивается в несущемся по просторам Америки поезде накануне Гражданской Войны в США. Дик Пауэлл должен в краткие сроки разоблачить заговор едущих на поезде южан, целью которого является убийство президента Линкольна.
Поезд (The Train), 1964, режиссер - Джон Франкенхаймер
Обычно, когда в Голливуде берутся снимать фильмы о Второй Мировой без участия американцев, получается непреднамеренная комедия, но "Поезду" этой незавидной участи избежать удалось. Берт Ланкастер исполняет роль французского партизана получившего в 1944 от командования союзников приказ остановить нагруженный под завязку шедеврами искусства немецкий поезд, до того как последний покинет пределы Франции. Отличный экшн-триллер ближе к финалу превращается в рассуждение о том, что значит искусство для человечества и стоит ли за него умирать. От голливудского кино 60-х такого как-то не ожидаешь.
Трансъевропейский экспресс (Trans-Europ-Express), 1966, режиссер - Ален Роб-Грийе
Группа модных французских драматургов и кинематографистов садится в титульный экспресс и, чтобы как-то скоротать время (а проблема, чем занять себя в поезде в доцифровую эпоху стояла достаточно остро), решают сочинить сценарий фильма, который начинается как детективный триллер о контрабандисте, но по ходу мутирует во что-то более интересное.
Поезд ужасов (Horror Express), 1972, режиссер - Эухенио Мартин
Достаточно популярный в российский широтах британско-итальянский хоррор, действие которого разворачивается в 1906 на поезде, следующем из Китая в Москву по сибирской тайге. Везёт он среди прочего труп инопланетянина. Страшным кино назвать трудно, так как постановкой занимался один из самых слабых итальянских режиссеров эксплуатационного кино, Эухенио Мартин. Но есть в этом фильме что-то теплое и ламповое...
Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express), 1974, режиссер - Сидни Люмет
Лучшее, что было снято по мотивам творчества Агаты Кристи. Если образ Пуаро в исполнении Альберта Финни вызывает вопросы, то всё остальное в фильме близко к идеалу. Как было принято в коммерческом кино 70-х, в кадр нагнали нереальное количество легендарных актёров, а режиссура Сидни Люмета почти никогда не разочаровывает, в 70-х постановщик был на пике своей творческой формы. От созерцания версии Кеннета Браны лучше воздержаться.
109-й идет без остановки (Shinkansen daibakuha), 1975, режиссер - Дзюнья Сато
Шедший в позднесоветском прокате японский фильм-катастрофа был в СССР значительно порезан. Самое интересное, что из почти 2,5-часового хронометража оказались удалены именно элементы социального триллера, которые вполне себе тянут на "критику капитализма по-японски", а оставлены в основном зрелищные сцены. В оригинале история о заминированном поезде, которые взорвется, если остановится ближе к хичкоковскому триллеру, чем к фильму "Скорость". Хотя сюжетная завязка у двух фильмов практически идентична.
Убийства в ночном поезде (L'ultimo treno della notte), 1975, режиссер - Альдо Ладо
Итальянский ответ крэйвеновскому "Последнему дому слева", который, в свою очередь, основан на "Девичем источнике" Ингмара Бергмана. Существенное отличие заключается в том, что убийство случается в пустом ночном поезде, который в фильме использован как идеальное хоррор-пространство.
Перевал Кассандры (The Cassandra Crossing), 1976, режиссер - Джордж Пан Косматос
Классический семидесятнический фильм-катастрофа, снятый будущим режиссером второго "Рэмбо" и "Кобры", а также отцом режиссера почти ставшей культовой "Мэнди" с Николасом Кейджем. Что такое фильм-катастрофа в духе 70-х? Эклектичный актерский состав со множеством вышедших в тираж звезд Старого Голливуда (Берт Ланкастер, Ава Гарднер), модными европейскими актерами (Софи Лорен, Лу Кастель). В центре сюжета, похитившие из "секретной Натовской лаборатории" штамм легочной чумы пара евротеррористов, которые заражают этим заболеванием пассажиров трансконинентального экспресса.
В осаде 2: Темная территория (Under Siege 2: Dark Territory), 1995, режиссер - Джеф Мерфи
Неидеальный с точки зрения сценария, внутренней логики и здравого смысла винтажный боевик со Стивеном Сигалом в главной роли. Несмотря на многие "но", одно бесспорное достоинство у фильма есть: он на все 100% использует внутреннее и внешнее пространство поезда для создания экшн-сцен. Финальное столкновение экспресса с груженным топливом товарняком я даже включил в подборку самых зрелищных экшн-сцен с участием поездов.