Ют - один из самых необычных, по крайней мере в наших широтах, типов компоновки легковых автомобилей. Фактически, термин «ute» происходит от сочетания слов «utility coupe». Как видим – утилитарное купе, то есть с повышенной функциональностью.
Наибольшее распространение машины типа ют получили в Австралии. И принято считать, что Австралия – место рождения этих автомобилей. По известной версии – в начале 30-х годов по запросу одного покупателя-фермера инженеры местного подразделения Форд под руководством молодого дизайнера Л. Бандта переработали купе Форд 1933 года. Форд оценил потенциал рынка, и в 1934 году модель 40-А пошла в серию.
Нужно сказать, что машины, которые можно было отнести к типу ют, производились и ранее, в 20-е годы. Это были фактически легкие версии первых пикапов. Например, этот Додж 1924 года с мягкой крышей.
Почему же тогда родиной ютов считается Австралия? Дело в том, что до фордовского юта 1934 года все подобные автомобили производились с открытым, либо мягким верхом. Форд разработал и выпустил первый фактически легковой автомобиль с кузовом с жесткой крышей. Собственно – поэтому купе.
Что интересно, не многие знают об одном из первых в мире ютов (не более тяжелых пикапов), который выпустила компания … VOLVO. Это было в 1927 году, модель на базе OV4, первой в принципе машины этой компании. Правда, было выпущено менее 30 экземпляров. После чего производитель решил перевести модель в более тяжелую категорию, соответственно – пикапы.
Кроме того, возможно самым ранним ютом являлся американский Олдсмобиль модели R 1903 года.
Далее производство автомобилей этого типа подхватили многие американские, и даже японские производители. Однако наибольшее распространение юты получили именно в Австралии. Я не выяснил, почему – ведь и в США, и в Австралии распространено фермерство. Однако американцы выбрали более тяжелые пикапы. А в Австралии сформировалась целая культура ценителей ютов – проводятся даже тематические фестивали. Немалую роль в этом сыграл сверхпопулярный ют под австралийским брендом Холден модели 1951 года на базе седана 48-215. На эту машину было оформлено около 70 000 предзаказов. Это был самый дешевый ют того времени.
За всю историю ютов было создано немало интереснейших автомобилей. Это и классика американских фильмов Шевроле Эль Камино, Форд Ранчеро со свойственными «американцам» безумными V8:
И даже японские – как, например, Subaru BRAT (один из любимых авто Рональда Рейгана):
Примерно с конца 70-х годов популярность ютов в США стала падать, покупатели стали отдавать предпочтение более практичным пикапам. Этого нельзя сказать об Австралии. На Зеленом континенте выпуск таких машин продолжался до 2017 года – именно в этом году сошел с конвейера последний Holden Commodore Ute.
В общем понимании этого слова к ютам в мире относят и пикапы – в Википедии можно увидеть, например, что Toyota Hilux – один из самых популярных «ютов» в Австралии. Но мы вели разговор о ютах в строгом смысле – построенных на шасси легковых автомобилей. Возможно, тренды в автомобилестроении изменятся, и мы снова увидим такие машины в линейках производителей.