Ольга Савельева — автор канала «Попутчица» и популярный писатель. За два года она издала пять бестселлеров: «Апельсинки», «Попутчица», «Два сапога», «Ну ма-а-ам!» и «Лучше», а в феврале планирует продать стотысячный экземпляр. На завершающей этот год Дзен-пятнице Ольга рассказала, как ей в этом помогла платформа и что делать блогеру, чтобы его заметили в издательстве.
Путь к Дзену
Меня зовут Ольга Савельева, я издающийся блогер Дзена (не путайте с выдающимся). За последние два года я написала пять книг, и все они стали бестселлерами.
Все началось с того, что много лет назад после института я пришла работать в Министерство образования, в отдел досуговых, творческих и оздоровительных программ. Выговаривать это было тяжело, поэтому называли меня коротко: «Олечка, девочка из досуга».
Я проработала чиновником 12 лет, а потом родила ребенка и ушла в декрет. Мозговая активность сильно снизилась: если ты целый день варишь кашу и читаешь Барто, то к концу дня — варишь Барто и читаешь кашу.
Чтобы не сойти с ума, я стала графоманить в «Фейсбуке» и «Вконтакте». У меня появилась аудитория, и я стала называть себя блогером. Когда только появился Дзен, я начала публиковать свои тексты и здесь, и через неделю вышла на монетизацию.
За две недели я заработала первые 150 рублей и решила потратить эти деньги на чашку кофе, правда, она стоила 200 рублей. Тогда я подумала, что раз мне не хватило даже на чашку кофе, Дзен как-то не зашел, и забросила его.
Правильный путь отличается от ошибочного не тем, что он легче, а тем, что с него не хочется свернуть.
Тогда же мой ребенок сильно заболел и получил инвалидность. Я уволилась со всех работ и сидела дома. Я считалась ЛОУ — лицом, обеспечивающим уход за ребенком-инвалидом, и за это государство платило мне небольшую компенсацию.
За год с небольшим накопилось 77 тысяч рублей. И вот однажды я открыла почтовый ящик и обнаружила уведомление от налоговой, где было написано: «Уважаемая Ольга, верните, пожалуйста, 77 тысяч рублей — мы имеем право платить вам, только если вы безработная. Но вы работаете, зачем же вы нас дезинформировали?»
Я очень удивилась: все это время моя трудовая пылилась дома. Выяснилось, что в налоговой имеют в виду те 150 рублей, которые я заработала в Дзене. Пришлось вернуть все выплаты. Тогда у меня случилось два инсайта: а) Дзен — это официально и по-взрослому, раз с налогообложением, б) теперь Дзен должен мне эти деньги.
Я стала разбираться с алгоритмами платформы, пошла в школу авторов Анны Денисовой и за следующие два месяца заработала те самые 77 тысяч рублей. Позже ко мне с предложением пришло издательство, и так я превратилась в писателя.
Теперь это моя основная площадка, и вот почему.
Дзен — лакмус и монетизация писательского таланта
Меня спрашивают, чем мои тексты так хороши. Я отвечаю, что отношусь к их написанию как к призванию. Впервые за 38 лет я научилась зарабатывать на жизнь своим талантом и это бесконечно ценно для меня. К подписчикам я отношусь как к попутчикам — людям, с которыми мне по пути.
Чтобы найти свое призвание, нужно ответить на три вопроса:
- что вы готовы делать бесплатно?
- когда вам плохо, что вы делаете, чтобы стало хорошо?
- за что вам чаще всего говорят спасибо?
Для меня единственный ответ: писать.
Дзен — мостик в издательство
Раньше, чтобы стать писателем, нужно было написать книгу, распечатать ее, отправить издателю, а еще постараться ему понравиться. Сейчас все наоборот: работа редактора — искать авторов, у которых уже есть аудитория.
Издать тысячу экземпляров любой книги стоит примерно полмиллиона рублей. Издательство книги — это инвестиция, и издателю нужно понять, почему он должен инвестировать именно в вас. Дзен как визитка: из блога можно, например, узнать, сколько человек вас читают. Убедиться, что это живые люди, которые, возможно, захотят купить вашу книгу.
В Дзене можно зарабатывать нативной рекламой
Люди ненавидят рекламу, а еще больше — продажных блогеров. Дзен позволяет помечать материал как партнерский, и читатели сразу понимают, что перед ними реклама.
Иногда ко мне приходят рекламодатели и начинают диктовать, что мне нужно писать. Я отвечаю: «Писатель здесь я, а вы производитель зубной пасты. Я же не говорю, что в вашей пасте ментола не хватает?» Когда вести переговоры с заказчиками мне окончательно надоело, я передала это агентству нативной рекламы, которое взяло на себя все договоры и продажи, а я продолжаю заниматься тем, что люблю, — писать.
Блогерство — путь воина
За счастье нужно платить, и у меня есть свои хейтеры. Каждый раз, когда я читаю гадость под своим постом, то представляю, что человеку было очень плохо, и он собирался задушить котенка в подворотне. Но перед этим зашел в мой канал и написал в комментариях: «Гори в аду». Его отпустило, он никуда не пошел, а значит, я спасла котенка. И таких спасенных котят у меня целая армия. Впрочем, я уверена, что однажды публично кого-то ненавидеть станет просто стыдно.
Заниматься любимым делом всегда трудно. Правильный путь отличается от ошибочного не тем, что он легче, а тем, что с него не хочется свернуть. Если хотя бы один читатель ждет ваши публикации, все не зря. Не нужно быть важным — важно быть нужным.
Подготовила Саша Новикова