Здравствуйте, сегодня поговорим о пропусках букв учениками начальной школы.
Замечу, что пропуски бывают с 1 класса и по 4 класс. Чтобы исправить проблему, надо "знать её в лицо". Проанализируйте тетради своего ребёнка, и вы увидите, что пропускают дети чаще всего гласные.
Действительно, прочитать-то и понять слово можно почти без гласных букв . ПРДМТ-предмет, УЧНК-ученик, ЯБЛК-яблоко и т.д. Это и мешает детям увидеть ошибку. Они читают слово правильно, а оно написано неправильно. Невнимательность? Да, Логопедические нарушения-да.
Как исправить? Как этого не допустить?
В 80-е годы прошлого века (!) была широко известна педагог новатор, Учитель начальных классов, Софья Николаевна Лысенкова. В чем было её новаторство? Она создала методику опережающего обучения. Почитайте о ней, это интересный подход, который , к сожалению, сейчас незаслуженно забыт. Почитайте её книгу "Когда легко учиться".
Один из её методических приёмов, который я сейчас пропагандирую-предотвращение пропусков букв при письме. Пользовалась я этим приёмом на уроках и советовала его родителям лет 40, что работала в школе. И каждый раз- с огромной благодарностью Софье Николаевне.
В чем суть этого приёма, которым легко исправить и предотвратить пропуск букв?
Элементарно просто. Ребёнок должен комментировать, то есть проговаривать вслух ВСЁ, что он делает и пишет, в том числе на доске на уроке, в том числе и на математике. Но особым способом, о котором чуть ниже.
Почему проговаривание- "ведение", как называла его Софья Николаевна, даёт отличные результаты , если оно вошло в привычку?
Вот вы проверяли своего ребёнка, кто он в большей степени-визуал, аудиал или кинестетик? И я не проверяла своих детей и внуков, а уж детей в классе- и тем более. Поэтому мы не знаем, как он лучше понимает и запоминает- зрительно, на слух или механически. Поэтому у малышей надо использовать все три вида восприятия, какой надо, тот и сработает.
Ребёнок просто читает вслух слово, да ещё и пальчиком следит-уже видит, слышит, ощупывает, и во рту у ребёнка идет механическое движение.Всё одновременно причём.
А если и пишет с проговариванием в 1 классе, а во 2-3-4 классе ещё и с объяснением орфограмм, то добавляется осознанное движение рукой, которому даёт команду мозг и речь. А также улучшается внимание и самоконтроль.
Покажу на примере суть лысенковского проговаривания, как это должен делать ребёнок в 1-2 классе.
1. Читаю: КАКТУС.
2. Пишу: КА-гласная буква А, К-замочек, ТУ-гласная буква У, С-замочек.
(Одиночные согласные, конечно же, он называет звуками !! Согласные в составе открытого слога НИКАК не выделяет, читает слог и называет гласную букву.Одновременно с чтением пишет то, что говорит)
1. Читаю: ВОДА. Можно ошибиться и написать ВАДА. Безударная гласная бука О. Проверочное слово-ВОДНЫЙ, значит напишу ВОДА.
2. Пишу ВО-гласная буква О, ДА-гласная буква А.
1. Читаю: КНИГА.
2. Пишу: К, пишу НИ-гласная буква И, ГА-гласная буква А.
Потренируйтесь с ребёнком писать с проговариванием гласных и называнием согласных "замочек", если они замыкают открытый слог, поделайте это в системе и большинство ошибок , даже логопедических, уйдут сами собой.
Кстати, при таком способе проговаривания ребёнок перестанет путать гласные и согласные, что очень важно при изучении многих орфограмм в дальнейшем.
Удачи вам и лёгкой плодотворной работы с вашими любимыми детками!
Комментируйте, ставьте палец вверх, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал, если статья понравилась.