Найти тему

"Хочу работать в цветочном салоне! Какая у вас красивая работа!" Стоит ли так думать?

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Стоя за прилавком в цветочном магазине, я часто слышу фразу(ы): "Какая у вас красивая и приятная работа! Мне бы так! Век бы стоять и букетики собирать!", "Прекрасная, женственная профессия!", "Как легко и приятно у вас тут работать!", "Каждый день с красотой имеете дело"...

Конечно, мужчины говорят нечто подобное больше для поддержания разговора, пока флорист работает над его заказом. А вот женщины, вполне себе настроены серьёзно. Некоторые из них даже делают более решительный шаг и записываются на флористические курсы какой-нибудь "Николь", чтобы потом столкнуться с разочарованием, что в магазине не только "флорируют, оттопырив наманикюренный пальчик"....

Но и те и другие искренне уверены, что флористика (и работа в цветочном магазине) - это купание в ванне с цветами и шоколадом, нежность, женственность и позы, как на картинах эпохи Возрождения....

-2

Да, безусловно цветы - это прекрасно. И любимая работа - это прекрасно. И любая, даже самая трудная работа, может быть любимой и от того выглядеть прекрасной. Огромное количество флористов, свою работу любят. Те, кто не любят, просто не идут. Всё-таки у нас тут не офис, в котором можно скучая отсидеться до декрета, а потом свесить ножки пуская слюни на шее работодателя. Работа - тяжелая, поэтому не любя ее, работать тут сложно. Почему сложная, как раз расскажу.

Работа в цветах - это не только красота, творчество, искусство. Это не "стояние в красивой позе, нюхая аромат цветочков, закатив глаза". Это труд и вкалывание.

Что именно составляет нашу работу?

- Холод, холод и еще раз холод + влага. Работа в цветочном магазине - это работа в холодильниках, ибо цветы хранятся при низкой температуре. Хорошо, если холодильник небольшой, "витринный", где стоят пачек 10 роз, видов 10 других цветов, от 5 до 15 букетов. Такой холодильник чистится довольно быстро. А ведь есть еще и технические холодильники, где храниться бОльшее количество цветов, неоткрытые пачки, ждущие чистки или постановки на продажу или в которые впускаются клиенты (тогда входить нужно каждый раз с ними). Такие холодильники вы можете созерцать на цветочных базах. Но и в витринный холодильник зайти один раз и выйти - не получится. Весь день - работа в холодильнике. Сколько пришло клиентов, столько раз туда полезете, в холод. С каждым клиентом еще и не один раз. Потом, после ухода клиента, оставшиеся из пачки цветы нужно обработать, вернуть, что-то доставить, что-то подвинуть для комплектации. Кроме этого - холодная вода. Цветы стоят в ХОЛОДНОЙ воде, которую нужно постоянно менять и мыть колбы начисто, своими (уже не белыми) ручками. В зале же, могут работать кондиционеры, которые дуют в спину, в уши и во все места. Главная их задача - создавать удобства цветам, а не вам.

Постоянно влажные ноги - даже если вы носите плотные и хорошие ботинки. За день, со стеблей, которые вы достаете из колб для того, чтобы показать клиенту или просто достать на букет - все равно накапает. Как итог - влага в ботинках. Почти все полы в разных магазинах - каменные. От них идет холод.

Итог: постоянные простуды, хронические простуды, различные тонзиллиты, ларингит, гинекологические проблемы, связанные с воспалениями.

- Флористика это - грязь и зелень. Срезку нужно тщательно и грамотно обрабатывать, чтобы она не гибла и как можно дольше сохраняла свой продажный вид. Можно работать в перчатках. Но я вас уверяю - долго не проработаете. Во-первых, перчатки снижают скорость работы, что не всегда допустимо. Во-вторых, ничто не заменит тактильного ощущения стебля для качества выполняемой работы. Голыми руками вы не травмируете цветок. А в нашей работе (помните), главное цветок, а не вы ))))

Маникюр здесь носить не придётся. А некоторые хозяйки, понимающий в своем деле, еще и смотрят на руки - есть он или нет. Если есть, могут отказать. Мол, "не работать девушка пришла, а флорировать. Колбы драить не будет, будет букетики собирать".

Итог: шершавые испорченные руки, вечно страдающая кожа, которая восстанавливается только за несколько дней.

- Опасные предметы, травмы. В принципе тут все ясно. Работа с ножницами, секаторами, ножами, термическими пистолетами горячего плавления. На восьмое марта и в запарке травмируются даже маститые работники, а не только новички. Отдельная категория - травмы от шипов роз. Кусочек шипа всегда может остаться в ране, рана начать гноить.

- Таскание тяжестей. Тоже все понятно. Прием поставки, помощь в перетаскивании больших коробок с цветами и сопутствующим товаром (горшки, удобрения). Не всегда (хорошо, когда хозяин - мужчина), но часто. Да и сами колбы с водой могут быть тяжелыми. У некоторых присутствует требование наполнять колбы для роз как можно сильнее.

Спина, гинекология, суставы, мышцы. Наличие беременности хоть от двух дней (зависит от вашего организма) выкидывает вас из этой игры сразу.

- Плохие условия труда. Палаток почти не осталось, но в "туалет за углом в соседнем здании" некоторые всё равно бегать продолжают, когда со своим проблемы. А бывает еще хуже - магазин при ТЦ, где ни дунешь, ни плюнешь... Чтобы заменить одну колбу с водой (а их десятки) нужно все закрывать и тащиться в туалет хрен знает куда. Я работала в одном месте, где чтобы добыть воду на смену, необходимо было позвонить какому-то местному Абдурохманрашидахынбею, который с трудом тебя понимая, таки явится с баком воды минут через сорок. Нахождение магазина не в отдельном помещении, а площадью в проходном здании, где все тащатся мимо тебя в другие офисы (магазины), сквозняк, маргинальные личности и так далее.

- Формат профессии предполагает отсутствие государственного оформления, ТК, декретов, договоров и прочего, ко всему так привыкли офис-менеджЫЫры, да и обычные люди пост-советского пространства. 90% рынка - Ипешники, которые на вопрос "а как у вас с оформлением?", искреннее ответят "ну иногда свадьбы оформляем, иногда церковные праздники. А вам что интереснее?"... Ну то есть в принципе вас не поймут. В лучшем случае вам предложат договор. Но редко. Оформление встречается в крупных фирмах, на цветочных базах, где работать могут только приезжие или девочки без опыта работы, которым ну хоть какой-то опыт хоть где-то наскрести. Ни один нормальный флорист базу или мелкооптовку со всем ее бредом терпеть не станет. Хотя? Ну, если вам так важно оформление по ТК, но плевать на систему штрафом реально "не за что", вы не против кормить отдел тупых менеджеров, сидящих над вами и попивающих кофеек, пока вы бегаете по холодильнику и зарабатываете растяжку лица, по-американски улыбаясь каждому клиенту, добро пожаловать.

Ипешники же менять систему ради вас не будут. Хоть по судам и юристам бегайте, хоть башкой об стенку бейтесь. Любите профессию? Добро пожаловать. Творчество и деньги найти можно, но без оформления. Нужно оформление? Давайдосвидания из профессии.

Запомните - государственных праздников, оплачиваемых отпусков по 28 дней, декрета, больничных, у вас скорее всего не будет. Последнего, не будет еще и потому, что коллектив магазине обычно камерный. Вы и ваш напарник. Хорошо, когда хозяйка сама флорист и может встать за прилавок. Но это редкость. Безусловно, вы можете лечь болеть, на два месяца, бросив одного человека за прилавком на каждый день. Может, у вас даже совесть не зашевелится "я болею и имею право, каждый человек согласно Конституции РФ....." Но если от ваших услуг в таком случае откажутся - будут правы. Вы знали, куда шли работать.

- Работа с неадекватными людьми. Цветочный магазин, торговля вообще - это большое количество людей и часто неадекватных. Прекрасно, когда хозяин не заставляет целовать в жопу каждого дурака, который пришел в единственное место на земле, где обязаны "признать как он прав" (в других местах у него это не получается). Но так бывает не всегда. Как повезет. Впрочем, если вы по складу характера просто замкнутый человек и до этого работали в условиях офиса, закрытого производства, какой -либо конторы или даже пусть цветочной, но формата мастерской, для вас само количество людей в открытой торговле может стать стрессом. Постоянным или временным. У меня, например, был такой период, когда, после смерти своего папы я ушла из цветочной работы. Просто послала всё на хрен. Вернулась через год, придя в себя, в обычное психологическое состояние. Кто-то скажет: "ну, во время стресса наоборот... Хорошо отвлечься". Отвлечься можно куда более приятными способами, чем ежечасным выносом своего мозга.

Помните, работа с людьми - постоянная психологическая нагрузка

- Адекватность руководства - единственный залог успешного сотрудничества "работодатель-работник". А значит единственный залог более - менее условной вашей рабочей стабильности. Адекватных людей не так много. Последнее время их всё меньше. Кидалово на деньги - это меньшее зло, которое могут вам причинить. Психологически все бывает гораздо хуже. Мне в этом плане очень сильно везло, но тем острее контраст между людьми, которых ты обожал в качестве своего начальства и всякими больными на голову. Это царство-государство, в котором всё происходит так, как хочет человек, который основал данный магазин. И рецепта тут нет. Ибо каждый сходит с ума по своему, у каждого свои сдвиги. Единственное, что можно посоветовать, это соглашаться только на работу с оплатой в конце выхода. Тогда, если вы встанете и уйдете после какого-либо оскорбления, максимум, что вы потеряете - это оплату одного дня. Вы просто должны быть готовы к 1) к самому факту вышеизложенного 2) к поиску "своих людей своего формата" 3) к тому, что может получиться не сразу или получаться не всегда, через раз...

Кстати... Очень неприятный закон жизни. У хороших людей, бизнес идет намного хуже, чем у... остальных ))) Будьте готовы найти своих хороших людей и проработать у них недолго, в связи с закрытием магазина.

Сюда же можно отнести наличие адекватных коллег. Чаще всего, много в цветочном их не бывает. И я искренне вам желаю встретить не распальцованных, пафосно-гламурных дураков из подиумной флористики, на пустом месте, считающих себя особенными, а искренних и нормальных ребят из нормальной коммерческой флористики.

- Большая конкуренция. Стабильность внутри магазина не обещает общей стабильности на завтра и того, что завтра магаз не закроется. Вы нашли своих хозяев, считаете, что вам повезло, вы закрепились внутри фирмы. Вы думаете, что это залог успеха? А теперь посмотрите вокруг и посчитайте количество цветочных магазинов, баз и фирм на вашей улице. И если бы все дело было только в букетах...Раньше, к флористу ходили как к своему юристу, парикмахеру, косметологу, мастеру по шугарингу ) Сейчас времена чуть-чуть изменились. Люди выбирают нечто более оптимизированное. Да, если им нужен крутой букет, они пойдут туда, где уже однажды его заказывали. Если они нацелены на долгостоящие качественные цветы они пойдут туда, где уже их брали и априори знают, что те простояли три недели. Но...Большая часть населения ( составляющая ВЫРУЧКУ, необходимую для поддержания жизнедеятельности магаза), рандомно метнется в тот магазин, который удачно стоит, виднее, раньше остальных, у которого вывеска ярче, витрина более примечательная, ступеньки менее крутые... Естественно, где цены лучше. Где есть оптовые мелкие розы. Конкуренция большая, а зацепить изысканным букетом или некой изюминкой, можно только покупателя при деньгах нацеленного на конкретную покупку. А их меньше на душу населения...

Роковую роль играет и неудачное место аренды. Тупиковые непроходные улицы или соседство плохо монтирующихся с цветами товаров. У меня такое было несколько раз. С одной замечательной девушкой-хозяйкой пришлось расстаться, по причине того, что ее угораздило снять отдел рядом с алкогольной продукцией. Да, такое место аренды дешево. Но скупой платит дважды...Увы! В результате, по вечерам, покупатели уже просто боялись к нам подходить.

Так, что... Будьте готовы к частой смене работы )))

-3