Хотя 21-й век еще только начался. Но надо же когда-то начинать? Многие уже составляют такие списки, а чем я хуже? Представленные ниже романы имеют одну общую черту: от них не оторвешься, и все они говорят о чем-то важном. Развлекательной дребедени вроде Ника Перумова здесь нет.
1. Пауло Коэльо. "Заир"
Главный герой - преуспевающий писатель, которого бросила жена. Но она не ушла к другому, а отправилась в Азию на поиски истины. Хотя без адюльтера тоже не обошлось: когда герой наконец находит Эстер, она беременна. И несмотря на это, он должен найти в себе силы принять ее обратно.
2. Том Вулф. "Я - Шарлотта Симмонс".
Довольно шокирующий роман. Помню, что я даже не смог дочитать его до конца. Но не потому, что плохо - напротив, слишком хорошо, слишком мощно, слишком близко к правде. Героиня, миловидная отличница из религиозной семьи, страдает от школьной травли. Если точнее, ее презирают за то, что она никому не дает. Шарлотта мечтает поступить в университет, потому что там "новая жизнь, и больше умных ребят". Ну и вот. Она поступает, и в университете оказывается еще хуже! Почти все студенты - аморальные дебилы, которые думают только о сексе и наркотиках. Сюжет заканчивается полным моральным падением Шарлотты. Книга о том, как мерзавцы низводят достойных людей до своего уровня. Обязательно к прочтению для тех, кто собирается поступать в университет.
3. Йен Макьюэн. "Суббота".
Удивительно хорошая вещь для Макьюэна, который вообще-то пишет ерунду всякую про инцест, расчленение трупов, однополую любовь и консервированные пенисы. Нейрохирург Генри Пенроуз живет счастливой мещанской жизнью. Дом, семья, престижная работа. Самая большая проблема в его жизни - какой галстук надеть на официальный ужин. Но однажды в его дом врывается психически больной грабитель, угрожая семье пистолетом, и начинается лютый треш. Благодушный интеллигент впервые сталкивается с реальной жизнью.
4. Ирвин Ялом. "Шопенгауэр как лекарство"
С этой книгой у меня сложные отношения. Я ее люблю и не люблю. Люблю, потому что она прекрасно написана и читается на одном дыхании. Не люблю, потому что автор как человек мне чужд, и его взгляды на жизнь мне не нравятся. Такой типичный американский сибарит, который живет только своими телесными удовольствиями и не видит дальше своего носа. Сюжет: пожилой психотерапевт Юлиус Хертцфельд умирает от меланомы. Ему остался год жизни. Но никакого духовного перерождения героя не происходит. Вместо этого он беспокоится, как бы успеть еще выпить двойной эспрессо и пожалеть себя, а попутно пытается вызвать духовное перерождение у своего бывшего пациента Филипа Слейта: замкнутого красавчика, увлекающегося философией Шопенгауэра. Ялом всю дорогу пытается изобразить Филипа отталкивающим, но беда в том, что Филип как раз необыкновенно привлекателен: красив, умен, обаятелен и полон внутреннего достоинства. Автор всеми силами поливает грязью Шопенгауэра и всех, кто увлекается философией, а не двойным эспрессо. Тем и бесит. Но пишет, сцуко, мастерски.
5. Мишель Уэльбек. "Возможность острова".
Уэльбек невероятно популярен в России и Европе, и про Европу-то все ясно, потому что он лучше других выражает ее нынешнее состояние. Почему в России, даже не знаю, наверное, у нас тупо становится модным все, что модно в Европе. Его типичный герой - сексуально озабоченный мужчина в кризисе среднего возраста. Он все время пытается наконец зажить счастливой, богатой, волнующей сексуальной жизнью, как в порнографическом фильме, и терпит неудачу за неудачей, потому как вообще-то он омега-самец. А попутно попадает в религиозную секту, критикует культ молодости и хвалит движение чайлдфри, а также мечтает о временах, когда легализуют инцест. Невыносимо печально, зато честно и довольно смело. Неприглядная жизнь, как она есть.