Рецензия на альбом группы Аdвокат Беляк "Санечка" (2013).
"Многогранность" - вот первое слово, которое приходит в голову при попытке оценить творческую (да и вообще - жизненную!) сущность Сергея Беляка. Известный адвокат, фотограф, мемуарист, и наконец - автор песен и создатель "организованной группы АDВОКАТБЕЛЯК", очередной альбом которой - "Санечка" - был презентован в "неправильном магазине правильной музыки Дом Культуры" 27 октября 2013 года, о презентации я уже писал здесь.
Альбом проекта получился столь же многогранным и разнообразным, как и интересы его главного создателя и вдохновителя. Россыпь совершенно различных аранжировок, разных стилей, разных по духу композиций, а самое интересное - и это главное отличие нового диска от предыдущих - разные исполнители основных вокальных партий! Да-да, на этот раз Сергей Беляк делегировал партии основного вокала в некоторых композициях своим музыкантам! А среди них - такие разноплановые и отличающиеся при этом между собой и по стилистике, и по подходу к музыке музыканты, как Наиль Кадыров, Павел Зелицкий, Владимир Козлов, Алексей Смирнов и... Вис Виталис (sic!). При этом - полный состав сессионных музыкантов еще интереснее и разнообразнее (кстати, отличным - и именитым! - составом исполнителей проект отличался и ранее).
Однако, несмотря на свою разнородность и разноплановость, диск звучит достаточно цельно - благодаря продуманной концепции и выверенному саунду. Альбом открывается композицией "Well" (что можно в данном случае перевести как "Итак...", "ну-с, приступим...") - короткой зарисовкой под гитару со слегка философским уклоном, эдакой классической интродукцией: "Видел тебя я сегодня во сне..." И завершается альбом этой же композицей с определенным "бонусом": к двум первым строфам, звучащим как своеобразный отголосок, рефрен "Интро", добавляется третья - финальная строфа. И название завршающая композиция имеет уже другое - "Dream". Альбом заканчивается сном... Подобная форма компоновки сразу вызывает в памяти альбомы "Animals" Pink Floyd и "О Любви" Чижа. А что же между Интро и Кодой?
А самый что ни на есть разнообразный "рокешник" с вкраплением локаничного "рок-рэпа" от Виса Виталиса и даже пышного арт-рока! Кстати, любопытно, что все композиции русскоязычного альбома названы по-английски, и все - в одно слово. Эдакий пунктир коротких снов-воспоминаний. Навеянных Санечкой, сибирской девушкой? Пройдемся по оставленным нам знакам и символам.
Великолепен ироничный "радикально-реалистический", как сказал бы писатель Дмитрий Черный, текст "Life", повествующий голосом Виса о ежедневной серой бытовухе: "Дом-работа, работа-дом". С некоторыми - порой несколько даже пикантными - подробностями. Аранжировка композиции в стиле Виса "рэп+рок" после акустической интродукции выглядит несколько неожиданно, но звучит совершенно органично, что поразительно. И столь же органично "Жизнь" переход в стандартно-хард-роковую "Историю", "Story", повествующую под характерный гитарный рифф об отношениях Пары.
За любовной историей следуют философские размышления о Выборе, а за ними - снова импрессионистская зарисовка о Счастье, как поэтический фрагмент Мемуаров. Кстати, богатая полиграфия, сопровождающая диск, снабжена обильно фотографиями испанских курортных городов и других типично-европейских видов: характерных мест, в которых основатель и лидер мифическо-иронической Партии Сибаритов любит проводить время (и где, как можно догадаться, была получена часть впечатлений, зафиксированных впоследствии в альбоме).
А тем временем за зарисовкой Счастья следует стебная композиция с названием "Dreamer", в которой в качестве героя вновь выступает типичный обыватель, следовавший в первой композиции по ежедневному маршруту "Дом-работа, работа-дом". Правда, наивные фантазии "Мечтателя", над которым посмеивается Автор, довольно мило прерывается в конце его возлюбленной - ситуация из комической переходит в романтическую, Автор с пониманием и даже с доброй улыбкой относится к обывателю, засыпающему с любимой в своих фантазиях Маленького Человека...
Эмоциональной кульминацией альбома вполне ожидаемо стала песня с однозначным и лаконичным названием "Sex", аранжированная, конечно же, снова в классическом хард-роке. И, немного похулиганив, Беляк снова возвращает нас в свои воспоминания - под испанские мотивы, под испанскую гитару повествуя об еще одном фрагменте своих переживаний - на сей раз максимально перекликающихся с фотографией лазурного побережья. И эта композиция "Memories" - пожалуй, настоящая, концептуальная кульминация альбома.
А заканчивает Автор свой альбом-воспоминания философски: длинной красивой композицией "Time", вокальную партию в которой оставляет за собой: "Время погасит свет / Самой яркой звезды / Самых ярких побед / Время сотрет следы". Какие-то шевчуковские, я бы сказал, нотки пробиваются в настрое, тексте и даже манере исполнения этой песни. А в следующем за текстом длинном инструментальном фрагменте есть "все краски воспоминаний": и женский вокализ, и печальный дудук, и блюзовая гитара, и тягучий электроорган... Очень красивая композиция! И, в общем-то, послее нее можно было бы пустить уже и Коду, но Беляк решает еще раз удивить слушателя, не желая, видимо, заканчивать альбом на меланхоличной ноте: и совершенно неожиданно в ушах начинает звучать самый настоящий арт-рок, инструментальная композиция "An-24", торжество исполнительского мастерства, математики и музыки-как-она-есть! И атмосферная кульминация этой композиции, момент свободного полета во сне, заставляет забыть слушателя обо всех переживаниях и перепетиях прошлого, помогает отключиться от смысловой составляющей, от концепции альбома - и просто слушать...
После всего услышанного (и пережитого, - для тех, кто УСЛЫШАЛ по-настоящему) Кода звучит как-то совершенно ожидаемо, я бы даже сказал - фаталистично. Все встает на свои места, сны-воспоминания пересказаны - и с полученными впечатлениями, как после просмотра фильма, слушатель может вставать со своего места - и отправляться дальше по своим делам. Или - поставить альбом с начала, и заново прослушать все повествование. Лично я так и сделал. И даже - не один раз...