МХАТ им. М. Горького продолжает удивлять публику новаторством своих постановок
На главной сцене театра в преддверии 120-летия со дня рождения выдающегося советского композитора И. Дунаевского «искрил» энергией радости спектакль-концерт «Исаак Дунаевский: Коллайдер счастья». Удивительный музыкальный вечер стал своего рода увертюрой к масштабной премьере, посвященной жизни и творчеству одного из самых ярких композиторов советского времени, «красного Моцарта». Премьера состоится в июне 2020-го года.
«Красный Моцарт», откуда же взялась эта метафора? Так называется книга Д. Минченка о И. О. Дунаевском, написанная для популярной серии «Жизнь замечательных людей».
Название действительно выглядит вызывающе и тянет поспорить: не Моцарт, скорее, Штраус или Оффенбах… Но звучащие в памяти мелодии Дунаевского, образы из знаменитых фильмов, неразрывно связанные с его музыкой, дышащий в этой музыке дух времени, кажущееся безграничным счастье творческого самовыражения вопреки трагическим перипетиям судьбы композитора, делают это метафорическое сопоставление оправданным. И до сих пор судьба Дунаевского, его внутренний творческий путь остаются загадкой, впрочем, как и у многих больших художников.
Но как МХАТ отважился поставить музыкальный спектакль? Мало кто знает, но в зрительном зале под первыми тремя рядами партера, которые именуют литерными, «прячется» вместительная оркестровая яма, и акустике этого зала могут позавидовать самые известные концертные площадки. Судя по всему, здание на Тверском бульваре изначально проектировалось в расчете на присутствие в репертуаре МХАТ музыкальных спектаклей, однако только сейчас наполняется жизнью весь объем его удивительных пространств, а творческая фантазия «команды» театра воплощается в совершенно неожиданных театральных формах.
Музыкальный спектакль, посвященный Исааку Осиповичу Дунаевскому, стал в этом жанре первым экспериментом труппы под художественным руководством Эдуарда Боякова. Вдохновляющим путешествием во времени для тех, кто с детства воспитан на прекрасной музыке Дунаевского, и настоящим открытием для молодых людей, впервые услышавших задорные напевы «веселого ветра».
Постановка «Коллайдер счастья» в режиссуре Эдуарда Боякова и Сергея Глазкова сделана на стыке стилей, а происходящее на сцене своей энергией как будто «разгоняет» в пространстве зала частицы радости, заряжая зрителей оптимизмом и волшебной силой искусства.
Удачно «переквалифицировавшись» из драматурга в артиста, автор «Красного Моцарта» Дмитрий Минченок перелистал наиболее интересные страницы жизни композитора, и Дунаевский предстал перед зрительным залом живым человеком, который любил, радовался и страдал, подобно каждому из нас.
«Для меня, говорит Дмитрий Минченок, Исаак Осипович — источник оптимизма и образец поведения. Пытаясь понять его простоту в музыке, я пытаюсь понять секрет, чтобы делать так же в слове. И он удивительно современен сейчас, потому что его музыка писалась для народа, она проникает в сердце...»
На сцене МХАТ звучали прекрасные голоса - примы Московского театра оперетты Анна Новиковой, солистки «Новой оперы» Елены Терентьевой, актера театра «Современник» Ильи Лыкова в сопровождении Симфонического оркестра Министерства обороны РФ под управлением заслуженного артиста России Сергея Дурыгина. Слышать родные до слез мелодии «Марша веселых ребят» и «Лунного вальса», песен из легендарной киноклассики - «Цирка», «Весны», «Кубанских казаков» в исполнении симфонического оркестра было истинным наслаждением для многих зрителей, увы, почти забытом. А самую народную из песен Дунаевского – «Ой, цветет калина» вместе с солистами пел весь зал.
Послушаем мнения зрителей сразу после спектакля.
Михаил Тюренков, публицист, заместитель главного редактора сайта «Царьград», отметил, что в который раз по-новому открыл для себя МХАТ им. М. Горького: «Сегодня произошло чудо. Удивительное русское чудо. Люди плакали, люди аплодировали, люди радовались, они ностальгировали, вспоминали музыку 20-40-х годов. Для кого-то это их юность, для кого-то – юность их родителей, для кого-то - юность их бабушек и дедушек. Это великое наше прошлое, наше общее прошлое. И, как удивительно сказал Эдуард Бояков, в этом действительно была теплота, чувствовалась русская идентичность. Эта музыка не утрачивает актуальности в зависимости от политической конъюнктуры, от экономической ситуации. Она доходит до души человеческой. Она проникает и высвобождает эмоции, что-то такое, что есть в каждом из нас от наших предков - та самая генетическая память».
Культурным кодом считает музыку Дунаевского заместитель министра Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Вера Стрельникова: «Если в вас отозвалось сердце в ответ на песни Дунаевского, где бы вы их ни услышали — значит, мы понимаем, мы близкие люди, это наши песни, это наш ДНК».
Автор множества популярных песен Игорь Зубков пришел с дочкой — ее бабушка когда-то играла в «Кубанских казаках», и сегодня связь времен оказалась зримой: «Лиричнейшая музыка Дунаевского на сцене МХАТ - это знаковое событие. Простая душевная музыка возвращается к слушателям, это удивительная простота композитора, который понимал свой народ. МХАТ тоже умеет понимать своего зрителя, говорить с ним о том, что действительно важно. И, на мой взгляд, театр идет верным путем. Для новой команды, мне кажется, важны именно искренность и душевная щедрость».
Продюсер Азамат Цебоев считает, что Дунаевский — это вечная музыка: «Мы увидели, как отликается на его музыку и старшее поколение, и молодое. Удалось не только дать волю его прекрасной музыке, но показать его как живого человека — этакая 3D-картинка. Считаю, эксперимент удался, и теперь успешно пойдет работа над большим спектаклем. Дунаевский у каждого, безусловно, свой, но он понятен всем, он родной».
Удалось немного заглянуть и в будущее - народный артист России Сергей Шакуров на время перевоплотился в самого виновника торжества: в его исполнении письмо Исаака Осиповича сыну зазвучало особенно проникновенно. Еще одну сцену азартно и весело разыграл темпераментный «квартет» в составе актрисы театра на Таганке Ирины Линдт и ее мхатовских коллег Елены Коробейниковой, Кристины Пробст и Артемия Оя.
Своими впечатлениями поделился Александр Власов, шеф-продюсер телеканала Россия-24: «Для меня это лучший подарок в преддверии дня рождения. От песен Дунаевского буквально мурашки по телу. А когда зазвучало "Широка страна моя родная", я поймал себя на мысли, что хочется встать. С музыкальной стороны МХАТ открылся для меня как новая страница. Как удачно Эдуард Бояков сегодня сказал, это была хорошая репетиция, и теперь мы в ожидании новых музыкальных откровений театра».
Дизайнер Ирина Аликова поддерживает собеседника: «МХАТ изменился. Какой впечатляющий синтез произошел на площадке - замечательного оркестра, звучания роскошной музыки, голосов. Если бы мы спели всем залом еще пару песен, то мы бы обнимались, целовались и вышли из зала одной огромной семьей. Такое родство душ дорогого стоит. Знать слова и мелодии всех этих песен – значит, я с ними прожила всю свою жизнь, и, надеюсь, еще буду с ними жить. Я много слышала о новом художественном руководителе, о новой постановке, о нововведениях. Но пришла спонтанно – и это хорошо. Первый взгляд бывает очень точным. Сегодня я с таким первым свежим взглядом пришла и не разочаровалась, МХАТ действительно оживает, развивается».
В этот вечер под сводами МХАТ царил праздник музыки, которая действительно помогает жить. Публика уходила, очарованная прекрасным вечером, и с одним важным вопросом: как дождаться июньской премьеры?
Подписывайтесь на нас и читайте больше новостей на нашем сайте