Найти тему
Америка глазами учителя

Работа патологоанатомов на уроках истории в американской частной школе.

Вскрываем трупы, не настоящие, конечно, как на уроках биологии, а ушедших древних цивилизаций. Их вскрытие проходило из-за административной необходимости в этом году.

Рембрандт. "Урок анатомии доктора Тульпа". 1632 год.
Рембрандт. "Урок анатомии доктора Тульпа". 1632 год.

Буквально за месяц до окончания семестра, администрация наших старших классов решила отменить экзамены. Пару лет назад первый семестр заканчивался экзаменами после новогодних каникул в январе (как сессия в российских ВУЗах). Потом перенесли экзамены на декабрь, чтобы ученики смогли с ними разделаться до каникул. Потом пошли слухи, что, вообще, не будет зимних экзаменов. Оказалось, то были не слухи...

Только узнали учителя об этом очень поздно, и пришлось кардинально перестраивать последние дни преподавания за короткое время. Усложнялась задача ещё и тем, что запрещалось задавать домашнюю работу в те две недели, в течение которых раньше были назначены экзамены. То есть, пусть уроки продолжаются, но без домашней подготовки учеников.

Одна наша коллега пришла на помощь и поделилась одним оригинальным заданием: Провести вскрытие трупов четырёх древних цивилизаций и установить причину их смерти.

Инструкции для каждой из четырёх групп учеников. Снимок автора.
Инструкции для каждой из четырёх групп учеников. Снимок автора.

Разбил весь класс на 4 группы. Получилось по 3-4 ученика в группе. 4 древних цивилизаций для проведения вскрытия с подробным описанием частей тела.

Каждая часть тела соответствует какой-то неотъемлемой части цивилизации.
Каждая часть тела соответствует какой-то неотъемлемой части цивилизации.

Голова - политическое устройство. Руки - интеллектуальная часть. Туловище - социальная жизнь (иерархия, отношение между полами, семья и так далее). Сердце - религия. Ноги - экономика. Ступни - геополитика (военная мощь, экспансия, география). В этой таблице надо было описать все части цивилизации при её жизни (в левой колонке), а в правой колонке отметить те аспекты, которые привели, в конце концов, к смерти, то есть установить все слабые места цивилизации.

И заключение патологоанатома. Снимок автора.
И заключение патологоанатома. Снимок автора.

Однако, до оглашения заключения ученики занимаются творческой работой. Им надо перенести все записи из таблицы на огромный лист бумаги с силуэтом мёртвой цивилизации, но без использования слов. Разрешены только символы. Пользоваться можно чем угодно: учебником, моими книгами в кабинете и интернетом. Смотрите, что получилось:

Начинается работа вот с такого силуэта. Фото автора.
Начинается работа вот с такого силуэта. Фото автора.

Сначала у меня были сомнения в пользе такой работы, тем более в старших классах, но оказалось, что каждая группа повторила всё, что только можно было повторить по своей цивилизации. Сам ходил от одной группы к другой и видел, как ученики перечитывали нужные главы в поиске информации.

Самый шикарный момент (для меня как учителя) - это поиск учеников символов разных абстрактных понятий. Сами шарили по интернету в поиске символа демократии или справедливости, но в контексте их древних цивилизаций. Творческая активность зашкаливала.

На заполнение таблиц ушёл один урок (50 минут). На рисунки - два урока. На последнем уроке ученики вешали свой плакат на стену и объясняли всем остальным каждый символ и подводили итог, называя причину смерти их цивилизации.

Есть такое хорошее выражение у учителей:

Мы понимаем лучше всего, когда учим чему-то других.

В случае с данным заданием, ученики лучше всего повторили и усвоили материал, когда сами объясняли его друг другу. Уверен, что именно это задание и запомнится им на многие годы.

Персидская Империя со своей Царской дорогой, древним автобаном для улучшения торговли и передвижения войск. Фото автора.
Персидская Империя со своей Царской дорогой, древним автобаном для улучшения торговли и передвижения войск. Фото автора.
Персидская Империя с перечёркнутыми оковами как символом отсутствия рабства в той цивилизации. Фото автора.
Персидская Империя с перечёркнутыми оковами как символом отсутствия рабства в той цивилизации. Фото автора.

Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилась заметка, подписывайтесь на канал здесь. Жмите палец вверх и пишите в комментариях (исправление ошибок приветствуется). До новых встреч!