Вскрываем трупы, не настоящие, конечно, как на уроках биологии, а ушедших древних цивилизаций. Их вскрытие проходило из-за административной необходимости в этом году.
Буквально за месяц до окончания семестра, администрация наших старших классов решила отменить экзамены. Пару лет назад первый семестр заканчивался экзаменами после новогодних каникул в январе (как сессия в российских ВУЗах). Потом перенесли экзамены на декабрь, чтобы ученики смогли с ними разделаться до каникул. Потом пошли слухи, что, вообще, не будет зимних экзаменов. Оказалось, то были не слухи...
Только узнали учителя об этом очень поздно, и пришлось кардинально перестраивать последние дни преподавания за короткое время. Усложнялась задача ещё и тем, что запрещалось задавать домашнюю работу в те две недели, в течение которых раньше были назначены экзамены. То есть, пусть уроки продолжаются, но без домашней подготовки учеников.
Одна наша коллега пришла на помощь и поделилась одним оригинальным заданием: Провести вскрытие трупов четырёх древних цивилизаций и установить причину их смерти.
Разбил весь класс на 4 группы. Получилось по 3-4 ученика в группе. 4 древних цивилизаций для проведения вскрытия с подробным описанием частей тела.
Голова - политическое устройство. Руки - интеллектуальная часть. Туловище - социальная жизнь (иерархия, отношение между полами, семья и так далее). Сердце - религия. Ноги - экономика. Ступни - геополитика (военная мощь, экспансия, география). В этой таблице надо было описать все части цивилизации при её жизни (в левой колонке), а в правой колонке отметить те аспекты, которые привели, в конце концов, к смерти, то есть установить все слабые места цивилизации.
Однако, до оглашения заключения ученики занимаются творческой работой. Им надо перенести все записи из таблицы на огромный лист бумаги с силуэтом мёртвой цивилизации, но без использования слов. Разрешены только символы. Пользоваться можно чем угодно: учебником, моими книгами в кабинете и интернетом. Смотрите, что получилось:
Сначала у меня были сомнения в пользе такой работы, тем более в старших классах, но оказалось, что каждая группа повторила всё, что только можно было повторить по своей цивилизации. Сам ходил от одной группы к другой и видел, как ученики перечитывали нужные главы в поиске информации.
Самый шикарный момент (для меня как учителя) - это поиск учеников символов разных абстрактных понятий. Сами шарили по интернету в поиске символа демократии или справедливости, но в контексте их древних цивилизаций. Творческая активность зашкаливала.
На заполнение таблиц ушёл один урок (50 минут). На рисунки - два урока. На последнем уроке ученики вешали свой плакат на стену и объясняли всем остальным каждый символ и подводили итог, называя причину смерти их цивилизации.
Есть такое хорошее выражение у учителей:
Мы понимаем лучше всего, когда учим чему-то других.
В случае с данным заданием, ученики лучше всего повторили и усвоили материал, когда сами объясняли его друг другу. Уверен, что именно это задание и запомнится им на многие годы.
Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилась заметка, подписывайтесь на канал здесь. Жмите палец вверх и пишите в комментариях (исправление ошибок приветствуется). До новых встреч!