Название такое для краткости. На самом деле тема будет более узкая. Это понятно, потому что "рынок ЛСТК" - это тема для монографии или многостраничного маркетингового исследования.
А мы поговорим о ценах на металл. Из которого делают металлические профили, из которых потом делают вот такие каркасы:
Или немного другие, неважно.
Идея этой публикации возникла после просмотра записи вебинара про ЛСТК Камынина Сергея Владимировича, эксперта Ассоциации развития стального строительства, почётного строителя РФ.
Человек, в общем, авторитетный, но про цены он высказался не вполне корректно. Говоря о причинах "застоя" на рынке быстровозводимых зданий на каркасе из оцинкованного металлопроката (коротко можно - рынок ЛСТК), он отметил существенное повышение цен на оцинкованную сталь.
С.В. Камынин сделал вывод, что именно это (одна из причин) сдерживает рост рынка, снижает конкурентные преимущества ЛСТК в сравнении с традиционными материалами (дерево, кирпич, железобетон и др.).
Действительно, цена на "оцинковку" с момента, когда в Россию пришла технология ЛСТК (этот "момент" расположен где-то на границе веков) и до сегодняшнего дня выросла очень круто.
За первые 10 лет - в 5-6 раз:
Однако по другим строительным материалам примерно та же тенденция. То есть, это инфляция, общая для всех, а не проблема с конкретным материалом. Например, кирпич за тот же период вырос приблизительно так же:
За последние 10 лет сталь листовая оцинкованная выросла примерно в 2-3 раза. Есть много разных данных, статистика противоречивая, в Росстате вообще за этот период провал. Поэтому подсчеты не точные, на уровне "экспертного мнения".
По многим другим стройматериалам статистика есть. Вот график, который я сделал на основе табличных данных Росстата:
Здесь видно, что по кирпичу и пиломатериалам рост тоже приблизительно в 2-3 раза. По дереву даже больше, чем три. А вот бетон, растворы строительные выросли менее чем в 2 раза.
Иными словами, сравнительно неравномерный рост цен действительно может быть причиной застоя на рынке ЛСТК.
Однако цифры за последние 2-3 года позволяют надеяться на лучшее. Вот данные по цене на "оцинковку" (она разная, но статистики как-то считают нечто среднее):
Как видно, с июля 2019 года цена на оцинкованную сталь существенно снизилась, где-то на 1,5 тыс. руб. за тонну. Если это не волна понижения перед очередным повышением, то рынок может в следующем году вырасти.
Если посмотреть на биржевые цены на цинк, то можно надеяться на то, что имеется долгосрочная тенденция снижения цены на оцинкованный лист:
Что это означает для вас как потребителя? Разумеется, производители конструкций ЛСТК не сбросят сразу цену на каркасы - они слишком зависимы от металлопроизводителей и научены горьким опытом постоянных колебаний цены.
Однако если рассмотренные последние тенденции сохранятся, то 2020 год - самое время строить здания на каркасе ЛСТК!